Теоретичность – это основное отличие от других. Философия всегда опирается на строгие и точные абстрактно-логические рассуждения, требующие аргументирования и доказательства. Философия стремиться опереться на науку.
Системность характеризует преобладание в философии организованности над хаотичностью
Всеобщность, т.е. нацеленность на решение проблем, затрагивающих не отдельные личности, а человека, как представителя человеческого рода. (Как пишет В.И.Плотников, Сократ применяет мифологическую мудрость ко всем видам человеческой жизнедеятельности. «Сократ не только вопрошает, он все время добивается ясности в понимании очередного предмета обсуждения и размышления. Он извлекает конечный смысл из стремления понять знание как таковое, и таковым является истина. В нравственности его привлекает добро как внутренний смысл блага. В религии он учит ценить не культ, а божественное начало в собственной душе, в искусстве — прекрасное как таковое и т.д. Тот же самый путь Сократ избирает и в понимании мудрости. Его отношение к ней предельно четно выражает формула: философ - это не мудрец, это всего лишь искатель мудрости» (Двадцать лекций по философии. Екатеринбург. 2001., С. 50 — 51).)
Открытость - означает прежде всего такое свойство системы, при котором она имеет возможность непрерывного обмена веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Причём, возможности такого обмена существуют в каждой точке системы, а не только через фиксированные каналы. «Ещё одним свойством открытых систем является возможность управления всеми ресурсами системы из любой её точки» Так должна выглядеть открытая система в идеале. На практике же мы встречаемся с целой гаммой переходных состояний от полной открытости до полной изоляции.
Критичность, т.е. способность сомневаться прежде всего в том, что кажется понятным и само собой разумеющимся.
Специфической чертой философии является ее рефлексивный характер.
Не следует путать рефлексию философскую и рефлексию как рефлекс.
Философская рефлексивность — это способность философа обобщать данные отдельных конкретных наблюдений и занимать по отношению к этим данным отстраненную, сугубо мыслительную позицию. Важно то обстоятельство, что эта отстраненная, рефлексивная позиция невозможна без индивидуального личного усилия. И хотя со времени своего возникновения философия превращается в теорию, в набор специфических приемов и методов анализа, тем не менее следует помнить именно о конкретной, личной рефлексивной способности, которую демонстрирует человек. Есть такая способность — значит перед нами философ, нет такой способности — нет философа.