2.Объект и предмет философии. Объект: мир как единое целое (целостность) и отношение человека к миру. Предмет: мир, человек, общество, история, культура.
Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает предмет и поэтому объект философии - природу и предмет философии - феноменальную деятельность человека они отождествляли.
Герцен: Другие науки по сравнению с философией имеют непроницаемый предмет в пространстве и во времени.
Гоббс: Предмет философии - всякое тело, которое есть в реальности, которое можно постичь с помощью научных понятий и которое сравнимо с другими телами.
Предмет философии - это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.
Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными - вещи, явления,
2) идеальными - понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.
Предмет философии - это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта.
Предмет - это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.
Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален.
Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.
Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира - философская антология и космология,
2) человека - философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества - социальная философия.
Объект.
Существуют различные виды объекта философии, связанные с тем, что сама философская дисциплина является многосторонней и многогранной. Соответственно, и изучаемый объект не может быть единственным. Пожалуй, более всего внимание обращается на человека, социум и окружающую природу, как достойные предметы изучения, их закономерности и взаимосвязи.
Общество, как объект философии
Вне зависимости от уровня своего развития общество не представляет собой однородную совокупность различных индивидов, поскольку связано с отношениями между абсолютно разными социально-историческими общностями. Каждая такая общность имеет собственные качественные характеристики, которые необходимо регулярно изучать и анализировать.
Философская наука характеризует социум в качестве динамической системы, которая саморазвивается. При серьезных изменениях он все равно продолжает сохранять собственную сущность, а также показатели качественной определенности.
Начальные представления, рассказывающие про системность в окружающей природе и социуме, встречаются уже в трудах некоторых античных мыслителей, когда они говорили о том, что бытие упорядочено и целостно. Из философов нового времени, занимающихся данными вопросами, следует отметить Конта, Спенсера, Дюркгейма, Маркса, Вебера и так далее.
Сам по себе социум является социальной системой, которая может развиваться сама по себе,а существует за счет человеческой деятельности. Собственно, именно в человеческих материальных или духовных взаимоотношениях и следует искать настоящий системообразующий социальный фактор.
Социальные системы
Характеристиками социальной системы являются:
- Открытость;
- Согласованность подсистем.
- Неравновесность.
Динамика социальных систем может описываться посредством использования специальных моделей. Иногда в роли социальных систем могут выступить некоторые элементы общества, являющиеся его подсистемами, вроде тех или иных областей общественной жизни, взаимосвязи человека и социума, этнических групп, государственных союзов.
Такие подсистемы объединяются за счет различных рабочих взаимодействий и отмечаются наличием процессов:
- Самостоятельной регуляции;
- Самостоятельного воспроизведения;
- Самостоятельного структурирования.