пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2. Киевская Русь в период феодальной раздробленности.

 

Киевская Русь.

 

Прежде всего, следует отметить, что в период княжения первых  киевских князей Русь развивалась, набирала силу, боролась за  объединение славянских племен и их земель. Следует обратить  внимание, что укрепление древнерусской государственности было  неразрывно связано с борьбой, которую вел Киев с Хазарами и другими  кочевыми племенами.  Киевская Русь вела активную внешнюю политику. Ее правители  устанавливал дипломатические отношения с соседними странами. Это  было время, когда закладывались основы древнерусской  государственности, развивались города, культура древней Руси. Не  случайно, еще в древности Киев называли «матерью городов русских».  Первым древнерусским правителем был Олег (882-912?). При нем  был установлен обычай регулярного сбора дани – полюдья. Тогда же  была создана четко организованная подготовка всей инфраструктуры  сбора, хранения и транспортировки собранных товаров, для отправки их  на рынки Византии. Олег, защищая интересы русских купцов, совершал  походы в Константинополь и заключил с Византией мирный договор. В  памяти народной он остался под именем «вещего Олега».  Князь Игорь (912-945), считается сыном Рюрика, именно от него  (согласно традиции) ведется род Рюриковичей. Он совершил несколько  походов в славянские земли, предпринял военные набеги на Византию и  Малую Азию. Кончил свои дни этот киевский князь весьма трагично.  Попытка Игоря и его дружины вторично собрать дань с племени древлян  завершилась восстанием, во время которого Игорь был пойман и казнен.  После гибели Игоря на киевский престол взошла его вдова княгиня  Ольга (945-964). Она ввела, определенные обычаем нормы сбора дани, -  уроки и уставы, при ней была восстановлена система погостов, т.е. мест  сбора и хранения товаров.  Ольга одной из первых на Руси приняла христианство.  Впоследствии она была канонизирована Русской Православной  церковью.  Ее сын Святослав (964-972) известен, прежде всего, как князь-  воин. Большую часть своей короткой жизни он провел в походах и  битвах. Он разгромил Хазарский каганат и разрушил хазарские города.  Святослав стремился закрепиться на Дунае и перенести туда свою   11  столицу. Однако весной 972 г., возвращаясь из Болгарии, после тяжелой  войны с Византией, был убит печенегами на днепровских порогах.  После длительной междоусобной войны в 980 г. на киевский  престол взошел сын Святослава Владимир (980-1015). При нем  Киевская Русь еще более расширила свои пределы. Владимир  предпринял ряд походов в междуречье Оки и Волги. В этот период  была сделана попытка закрепиться на берегах Балтики. Владимир  стремился укрепить свое государство. При нем вместо племенных князей  на местах в качестве управляющих были поставлены его ставленники.  Он упорно боролся с печенегами и продолжал укреплять южные рубежи  государства.  В целях культурной интеграции земель Владимир вначале  предпринял попытку создать в Киеве единый пантеон языческих  богов. Однако эта попытка не увенчалась успехом. После этого в 988  году Владимир принял христианство. История принятия христианства  свидетельствует, что процесс этот был длительным и мало похож на  «триумфальное шествие» новой веры по Руси. Он проходил трудно и  растянулся на многие десятилетия, и даже века. С принятием  христианства Русь вошла в число государств тогдашней культурной  ойкумены. Именно с этого времени на Руси распространяется  грамотность, появляются школы. В появившихся монастырях получает  развитие традиция летописания. Идет активный процесс храмового  строительства. Можно сказать, что принятие христианства в решающей  степени способствовало расцвету Киевской Руси, и во многом  определило дальнейшую траекторию русского исторического пути.  Глоссарий:  Генезис – (от греч. ген – род) - зарождение  Этногенез – (греч. этнос – народ, ген - рождение) - рождение  народа  «Мир» - северорусское название общины. Впоследствии «миром»  называли на Руси и городские общины.  «Вервь» - преимущественно южнорусское название  земледельческой общины. Некоторые исследователи считают, что вервь  первоначально обозначало семейную общину. Термин «вервь»  происходит от веревки, которой отмерялся участок земли, занимавшийся  членами этой общины.  «Полигамия» – (букв.) многоженство  «Экзогамия» - запрет брать жену в своем роду  «Эндогамия» - запрет брать жену в чужом роду   12  «Ассимиляция» - (букв.) поглощение, растворение  Вече – высший орган власти у славян. Собрание мужчин племени  Полюдье – сбор дани в Киевской Руси  Погосты – первоначально торговые центры и места сбора и  хранения дани. От слова «гость». Этим термином обозначали всякого  иноземца, который по поверью славян приходил «с того света». Поэтому  не случайно, что термин «погост» закрепился и за местом, где  происходило захоронение умерших.   

 

Причины распада древней Руси

 

Причины распада Киевской руси в немалой степени  определялись особенностями древнерусской политической  культуры. Дело в том, что в отличие от других европейских государств,  власть в Киеве принадлежала не персонально великому князю, а  всему роду Рюриковичей. Хотя великий князь и занимал киевский стол,  однако, он был лишь первым среди равных. После его смерти власть  переходила не к его сыну (принцип майората), а к старшему в роде.  Отсюда и способ передачи власти назывался «лествичным» от слова  «лестница». Однако с ростом генеалогического древа проблема   13  значительно усложнялась, что создавало благоприятную почву для  усобиц и раздоров.  Первоначально дети князя занимали в цепи родичей, то место,  которое занимал их отец – это была их отчина. Поэтому, если случалась  смерть отца, при жизни деда, то дети теряли свое место в наследственной  цепи и становились изгоями. Их земли выделялись из общего порядка  чередования. В дальнейшем с усложнением родословных счетов, отчина  приобретала территориальный характер и закреплялась за сыновьями  умершего. Этот основной принцип удельной системы был впервые  сформулирован на Любечском съезде князей в 1097 году. Он гласил:  «Каждый да держит отчину свою». На первых порах данный принцип  выполнялся, и в истории Руси наступает полоса стабилизации. Съезд на  определенное время консолидировал русские военные силы против  половцев. Однако, некоторое время спустя, после смерти великого князя  киевского Мстислава Великого (1125-1132), провозглашенный  любечским съездом принцип утратил свое значение, и раздоры между  князьями возобновились с новой силой. Уже в XII веке на Руси  насчитывалось не менее 12 крупных княжеств и земель, которые вели  между собой непрерывную междоусобную борьбу. Этим в немалой  степени можно объяснить тот относительно легкий захват Русских  земель, который произошел в XIII веке, силами татаро-монгольских  войск.  Стоит, видимо, отметить и значительную роль вечевой власти  во многих городах древней Руси, которая функционировала  параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с  князьями, и, таким образом, содействовала достижению независимости  отдельных земель и городов. Яркий пример тому - Великий Новгород.  Немалую роль сыграл и фактор пространства. Значительно  удаленные территории, переходившие в руки удельных князей,  развивались на основе хозяйственно-экономической замкнутости и,  сохраняя черты старых племенных укладов, были самодостаточными  общественными организмами.  Этот период русской истории характеризуется не только  междоусобицами, но и развитием городов, ремесла, торговли,  вотчинного и монастырского землевладения, хозяйственного освоения  и развития новых территорий. С дальнейшим развитием земледелия,  ростом ценности земли, как источника богатства, традиция сбора  дани заменяется эксплуатацией зависимого земледельческого  населения. Князья стремятся закрепить территории за собой. На  этой основе начинают формироваться новые отношения с местным   14  населением. Зарождаются новые общественные структуры и институты.  Постепенно начинает развиваться новое общество периода удельной  Руси, которое имело целый ряд отличий от старого, времен Киевской  Руси. Княжества и земли этого периода отличались значительной  самобытностью и своеобразием, вписавшие свои неповторимые образы в  многоцветье русской истории.

 


22.01.2014; 19:46
хиты: 60
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь