пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

6. Формы эксплуатации и община на Древнем Востоке.


Основными типами эксплуатации на Древнем Востоке были эксплуатация илотов (царские люди) и эксплуатация подневольных рабского типа. Первая бела доступна лишь для весьма могущественного господствующего класса и осуществлялась, прежде всего, государством. Вторая же доминировала на ранних стадиях развития классового общества. 
В эпоху перехода к классовому строю формирующийся господствующий класс видит в захвате рабов главный способ обеспечения себя рабочей силой. На ряду с рабами появляется прослойка подневольников рабского типа – не рабов по сословию. Они не утрачивают юридической свободы, но эксплуатируются так же. 
Илотский способ эксплуатации доминировал на Древнем востоке с 2го тыс. до н.э. – государство и частные лица могли сажать своих подневольных работников или вообще любых людей на принадлежащую им землю. Ранее эксплуатировали работников, принудительно трудившихся в составе больших бригад и не имевших своего хозяйства.
Сложилось 3 основных класса:
Подневольники рабского типа
класс мелких зависимых производителей
господствующий класс.
Сохранились сведения о социальной борьбе: о восстаниях и т.д. 
Сословия:
Полноправные граждане, принадлежавшие к самоуправляющейся структуре.
Неполноправные граждане
Рабы
Рабство 
1. Историография.
a. Струве. Рабство господствует на ДВ, и из него растут все ноги. Формационный подход. 
b. Дьяконов и Якобсон – оппозиция Струве. Считают, что рабство не может определять хозяйство в принципе. Рабский труд не эффективен (нет стимула, огромные ресурсы для удержания рабов), определяющий всегда труд свободных. Однако, это не опровергает идею формационного подхода.
2. Возникновение рабства. Ирригация в долинах крупных рек => огромные урожаи => есть излишки => врагов-мужчин теперь не умервщляют, а обращают в рабство, как и женщин. Теперь это возможно еще и потому, что бронза => более совершенны средства умервщления (Дьяконов, вслед за ним – Емельянов). Эти военнопленные в общинах – на правах младших родственников.
3. Источники рабства. 
a. Военное. Пока не было металла – только женщин и детей, затем и мужчин (Емельянов). Последних, впрочем, сажали исключительно на государственную землю (Якобсон). 
b. За долги. Патриархальное, на правах младшего члена семьи.
c. За провинности (в Египте – за нарушение ирригации).
4. Социальный аспект. Рабы не осознавали себя как единый класс. Имели статус живых трупов и не были против, т.е. отноислись к этому статусу вполне серьезно. Долговое рабство не могло длиться более 3 (Хаммурапи) или 6 лет (Семиты). Освобождение – редкость. 
5. Внеэкономическое принуждение, его значение и формы. Вся древность – эпоха господства внеэкономических средств принуждения, т.к. производительность человеч. труда слишком низка, чтобы окупать наем. Продукты ремесла намного дороже по сравн. с современностью, т.к. нет промышленности, любой товар – штучный. Формы внеэкономического принуждения:
a. Рабство (у клиента отбирают все продукты его труда, взамен дают минимум для того, чтобы выжить). 
b. Рентная эксплуатация (клиента сажают на землю, большую часть продукта он отдает дяде, нек. часть оставляет себе). 
6. Виды рабства. Рабство бывает классическое и патриархальное. На востоке классическое невозможно, т.к.:
·   несовершенство орудий уничтожения (Дьяконов)
·   нужно слишком много надсмотрщиков (потому 3 дин. Ура и загнулась в 100 лет - Ладынин)
·   родственные и культурные связи не позволяют одному общиннику плохо обращаться с другим;
а потому два варианта: 
a. Рабство патриархальное. Два-три раба – «члены» (только в кавычках!) общины, почти наравне с младшими родственниками. Параллельно с простыми рабами существовали «крепостные» (на Западе - serfs) – прикреплены к земле, оторваны от общины, но могут быть субъектами права (хеттские «рабы», мушкенумы). Они – государственный сектор, в то время как собственно рабы - частные. Положение собственно рабов лучше. 
b. Гос-земля делится на мелкие хозяйства, в каждом – хозяин и рабы, с хозяина – рента. Но у этого хозяина все равно нет собственности на землю.

 

 


Община
1. Историография.
a. Струве и вся советская историография за ним полагает общину в древности пережитком первобытки. Разложение общины – прогресс. 
b. Дьяконов и Якобсон полагают общину единственно возможной ячейкой производства на ДВ. Община возникает сама собой, в любых условиях (так, «вторичные» общины ремесленников на великих стройках в Египте). Даже там, где, казалось бы община задавлена (Египет) можно по документам установить общину «идеологическую» (весь Египет как одна община вокруг фараона). Разложение общины – не показатель. В чём согласны со Струве: община – это явление ещё из животного мира. Историю общины (в т. ч. соотношение общины и государства) выдвигают как основу для периодизации истории древнего мира (статья 97 года в ВДИ).
2. Эволюция общины от родовой к соседской. Усиление обмена => сложность сохранения общности только по родовому признаку => соседская община. 
3. Функции общины. Коллективные землевладение, землепользование и защита равноправных общинников. Существует два сектора в экономике: государственный и частный (общинный). Внутри общины дела раздела земли и её обработки. Также мелкое строительство. Члены общины равноправны и отвечают друг за друга. Отсюда её выгодность для гос-ва: круговая порука. Авторитетность общины: изгнание – серьезное наказание. 
4. Власть в общине. Военная демократия (Якобсон): совет старейшин решает вопросы, на сходке решения утверждаются, на ней же выбирают одного или двух вождей, который общаются со внешним (в т.ч. и с божественным) миром. Эти вожди не работают, а получают еду от других. В этом – основа эксплуатации и имущественного расслоения. Государство возникает как аппарат насилия для сбора средств, на которые живет этот вождь. Налоги, войско. Иногда налоги прямые (т.е. деньгами или продуктами), иногда – косвенные (ср. в Шумере – в виде участка земли, отдаваемого в храмовое пользование; на этом участке – гос-рабы; или в виде отработки на ирригации). 
5. Община и гос-во. Либо сосуществуют с политической автономией общины или даже поглощением ею государственных функций («ранняя древность». Номы, полисы). Либо государство полностью подчиняет общину («поздняя древность»). Человек имеет долг как перед государством, так и перед общиной. Хорошо, если они совпадают. А если нет? Тогда попытки со стороны государства подавить общину. Для понимания важности общины ср. Египет и Месопотамию в начале 2 тыс: и там и там глобальные потрясения, но в Египте общины нет, а в Месопотамии есть. Результат: в Египте все думают, что все, здецпи, в Месопотамии же – ничего, сносно.
 

 

 


19.01.2014; 19:15
хиты: 118
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
история древнего мира
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь