Существует три пути развития стран древнего Востока с соответствующими достижениями в области материальной культуры:
Шумер и Средний Элам.
Экономика. Земля делится на общинную и храмовую. Впоследствии вторая превратилась в государственную. Она преобладает. Община владеет своей землей. Общинник обрабатывает свою землю силами своими и своих родственников. Возможны также кабала и рабство. Люди, обрабатывающие государственную землю, имеют ее условно (выдается за службу, причем не семье, а индивидуально; может быть отнята или перераспределена по решению администрации). Некоторые служащие за службу получали не землю, а паек.
Политика. У Евфрата много рукавов => больше предпосылок к существованию номовых государств, чем в Египте, где единая магистраль. Баланс государства и общины.
Социум. Т.о., сословное деление на свободных общинников и более низких по статусу служащих, которые владеют землей условно. Однако было и другое деление, не совпадавшее с сословным:
· храмовая знать, которая могла и не иметь земли, но распоряжавшаяся государственной землей, как своей;
· средний класс; для него рабский труд – подсобный, в осн. все своими силами; крстьне и ремесленники; сюда же – не очень состоятельные владельцы условной земли.
· низший класс – рабы и люди, находящиеся в других типах зависимости
Египет.
Экономика. Из-за сильной роли государства, общинная земля если и была, то очень скоро поглотилась государственной.
Политика. Единая речная магистраль, с двух сторон – пустыня => цивилизация вытянута => маловероятен сепаратизм номов (проще быть независимым, когда номы расположены кучкой, чем когда они в строчку; к тому же, если номы в кучку, соседям легче смириться с сепаратизмом одного нома, чем если они в строчку и отделение одного нома сводит на нет всю ирригацию). Поэтому здесь с самого начала – сильное государство и мала роль общины. В принципе, не сильно отличается от Шумера, так как там, в конце концов, сложилась та же ситуация, только пользование государственных земель чиновниками и жрецами происходило неформально.
Хетты, Миттани и др.
Экономика. Нет рек, есть предгорья, поэтому для достижения тех же целей нужно гораздо больше времени. Кроме с/х очень важно скотоводство, торговля, ремесло.
Социум. Вроде бы, в таких условиях главенствовать должна община, но из-за отставания в развитии, такие державы успели подвергнуться влиянию государств первых двух типов => кое-где государство, а не община, было главным.
Политика. Иногда складывались военные союзы ряда номов вокруг сильного соседа.
Раздвоение этого типа государств на античное (полис) и другой (большая часть населения в результате – под государством.
Выделяют 3 большие эпохи:
Эпоха формирования и доминирования крупных централизованных хозяйств.
Конец 4го – 3 тыс. до н.э.
Эпоха доминирования мелких хозяйств.
2 – 1 тыс. до н.э.
Эпоха подъема товарно – денежных отношений и крупной частной собственности.
1 тыс. до н.э. – середина 1го тыс. н.э.