пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Дж. Ст. Милль о социологии Конта и социологическом методе обратной дедукции.

Не случайно рассуждение французского мыслителя о единстве здравого смысла и позитивной науки. Утверждение об опыте как источнике знания и признание возможности установления законов, а в частности закона прогресса, возможно было связать лишь допущением единообразия природы, а значит и человеческой природы. Суть здравого смысла в самопроизвольности установления единообразия явлений и адекватности тем самым человеческой природе. Более того, именно здравый смысл руководствуется принципами реальности, т.е. направленностью на внешний опыт и полезностью, чем ограничивает стремление ума к праздным спекуляциям. 

Таким образом, ключевые идеи Конта требовали своей дальнейшей проработки. Ее направление было определено английским мыслителем Дж.Ст.Миллем (1806-1873). В своей статье “Огюст Конт и Позитивизм” он подчеркивал, что французский философ разработал метод исследования и получил результаты, но оставил без внимания условия доказательства истинности метода [8.58]. Ведь в опыте мы находим лишь последовательность и рядоположенность. Но опыт не дает различения между причинно-следственной связью и просто совпадением состояний. Это особенно ярко проявляется в изучении общества, где действует многообразие факторов, затрудняющих обнаружение закономерностей, а уж тем более законов прогресса. Именно здесь наиболее остро вставала проблема методов установления законов и соответственно роли обобщения фактов. Милль суммировал взгляды Конта по этому вопросу. Речь шла о возможности дедукции социальных законов из структуры человеческой психики или, в терминах эпохи, из законов человеческой природы. Почему этот путь актуализировался в рассуждениях творцов позитивистской парадигмы, будет рассмотрено ниже. Но Конт оказывался его противником, утверждая, что такая дедукция возможна лишь на ранних стадиях развития. Чем более человечество развивается, тем более сказывается влияние предшествующих поколений. Поэтому дедукция не дает точного предсказания. Конт предлагал рассматривать общество как целое, т.к. оно более доступно наблюдению, чем части. Однако этот подход или снова не давал возможности различить закон от эмпирического обобщения, или, если признавать специфичность социального познания в невозможности расчленить социальное целое на части, требовал различения наук о природе и наук о духе, что разрушало методологию позитивизма. Поэтому знаменитая “Система логики силлогистической и индуктивной” Милля основной задачей ставила поиск принципов определения законов и критериев их отличия от случайных совпадений. Благодаря этому мог решиться вопрос о способах обнаружения социальных законов.


22.01.2014; 22:22
хиты: 150
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь