Первоначальное древнейшее гос-во римлян представляло собой союз родов. Римский царь был отцом народа как своей семьи, и потому он имел колоссальную власть и неприкасаемый авторитет.
Первая реформа осуществлена римским царем Сервием Туллием (правил: 578-534гг.до н.э.).По своей значимости она сопоставима с тимократической реформой Солона. Народ был разделен на 5 классов, основа- воинская повинность, причем нести ее было тяжелее для людей состоятельных и легче для бедных. Все классы облагались податью, а каждые 5 лет составлялся ценз, т.е. переоценка имущественного состояния и зачисление в той или иной класс. Но никакой реформы долгового права не было. Право участвовать в народном собрании по центуриям (у Солона-право занимать должности) у богатых. Автор реформы был убит патрициями, было решено более не назначать царя. Осн. царские функции переходили к 2 консулам.
КАТОН СТАРШИЙ (234 - 149 г. до н. э.) –практические наставления по организации с/х-ва в трактате «Земледелие»: каким образом можно извлечь максимальную прибыль из своего имения. Путь к процветанию лежит через правильную орг-ию труда. В хоз-ве все должно быть рациональным. От того, что перестает приносить прибыль, следует избавляться, например, от износившегося инструмента, больного скота, старых рабов. Катон также ставил проблему рыночности, товарности имения: имение нужно больше продавать и меньше покупать. Цена товара = трудовым затратам на его изготовление. Несоблюдение этого правила порождает зло и ведет общество к упадку. Злом также считалось ростовщичество, присвоение торговой прибыли. ЦИЦЕРОН был многосторонним мыслителем, государственным деятелем, основоположником идеи о правовом государстве. Доказывал необходимость ростовщичества как начальной формы кредита. «Римское право» стало основой последующего права. На его основе был разработан кодекс Наполеона - основа современной юридической науки. Это было право обычаев, которое предполагало принадлежность имущества тому, кто его произвел и у кого оно находится.
Законы XII таблиц
Законы XII таблиц – основа древнеримского права. Плебеи постепенно наращивали свои социальные и политические права, не прибегая к услугам тирании и опираясь преимущественно на трибунат. Однако остались нетронутыми: запрет на браки между патрициями и плебеями, строгое долговое право, личная кабала ðобразование новой «аристократии» - нобилитета. Многие гр. намеренно уходили от должностей, чтобы обогащаться за счет коммерции ðвозникла денежная аристократия. В длительных воинах свободный крестьянин-труженик постепенно превращался в наемного солдата. В Рим стекалась чернь всех больших городов и провинций, искавшая легкой наживы за счет гос. и обеспеченных классов. Завоевывалось большое число рабов, с их помощью устраивались большие хозяйства ð разорение мелких кр. хозяйств. В городах расширялся слой пролетариев.
Тиберий (163-132 гг.до н.э.) и Гай (153-121 гг.до н.э.) Гракхи
План реформы Т. Гракха заключался в возрождении крестьянского сословия. В 133г.до н.э. он внес в комиции (народное собрание) проект закона о владении землей, имевшего целью создать класс мелких собственников. (Никто не должен держать более 1000 югеров гос. земли, все излишки следует вернуть в казну). Так как гос земли были захвачены богатыми незаконным путем. Наделы запрещалось продавать. Реформа Т. Гракха противоречила интересам сенаторов. В день выборов аристократы убили Тиберия и 300 его сторонников, но упразднить аграрный закон они не решились. Младший брат продолжил дело старшего еще более решительно и предприимчиво. Он переманил на свою сторону городских пролетариев, сельское население, лишил аристократию монопольного права вести судебные расследования о вымогательствах провинциальных наместников. Такого сосредоточия власти и влияния Римская республика еще не знала. Г. Гракх решил предоставить римское гражданство союзникам, но этот закон уже был встречен прохладно. И когда Гай в 121г. решил в 3 раз выдвинуть свою кандидатуру в трибуны, народ его не выбрал.
Главная причина неудач замыслов Гракхов - в близорукости римских политических элит и в размытости морального сознания народных масс.