пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные модели функционирования СМИ в ХХ веке.

Прошедшее столетие выявило беспрецедентно возросшую роль массовых коммуникаций в жизни современного общества. Век радикальных социальных перемен и невиданного технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между людьми. Развитие коммуникаций происходило скачкообразно, порождая качественно новые социально-культурные феномены, радикально меняя привычную направленность, масштабы и наполнение информационных потоков.

Первая коммуникационная революция XX в., начавшаяся в наиболее развитых странах еще в последней четверти предшествующего столетия, была вызвана метаморфозой периодической печати.

Некогда по преимуществу элитарные, обслуживавшие весьма ограниченные читательские аудитории, периодические издания – газеты и журналы – впервые за триста лет своего существования прибрели поистине широкое распространение и превратились на рубеже веков в средство массовой информации. Под воздействием комплекса социальных, технологических и экономических факторов периодика приобрела новое качество, что способствовало резкому повышению значения журналистики как социального института. В условиях широкого распространения грамотности, введения всеобщего избирательного права степень воздействия журналистики на политические и общественные процессы во многих случаях оказывалась выше, чем влияние других социальных институтов.

Вторая коммуникационная революция связана с появлением радио и с превращением нового средства обеспечения связи – «беспроволочного телеграфа», каковым оно было в самом начале века, в средство массовой информации, использующее ресурсы устной коммуникации и звуковой экспрессивности. В двадцатые-тридцатые годы вследствие повсеместного развития радиовещания формируется еще один канал систематического воздействия на массовую аудиторию, насчитывающую миллионы радиослушателей. Постепенно в системе взаимоотношений между печатной прессой и радиовещанием образовался баланс, основанный на отношениях конкуренции и сотрудничества.

Третью коммуникационную революцию знаменовали переход от стадии экспериментов по дистанционной передаче изображения к регулярным телетрансляциям и последовавшее за этим превращение телевидения в средство массовой информации. Формирование телевидения как средства массовой информации, происходившее в основном в 1950–1960-е годы, вновь революционно изменило коммуникационную ситуацию, нарушив сложившееся мобильное равновесие между периодической печатью и радиовещанием. По завершении стадии становления телевидение превращается во многих странах мира (преимущественно индустриальных) в основное средство массовой информации, имеющее самую многочисленную аудиторию и оказывающее наиболее эффективное воздействие – поскольку располагает широким диапазоном визуальных, акустических и текстовых ресурсов. Развитие телевещания породило кризисные явления в периодической печати и радио. Происходило приспособление прессы и радиовещания к условиям конкуренции с телевидением.

Наконец, четвертая коммуникационная революция, качественно преобразившая сферу массовых коммуникаций, происходит в последней четверти XX в. в связи с развитием спутниковых и кабельных телекоммуникаций, а также созданием компьютерных сетей, способных обеспечить накопление и передачу огромных массивов информации в глобальном масштабе. Это период революционного технологического обновления средств массовой информации за счет внедрения цифровых технологий в деятельность медийных организаций и в коммуникации (это явление именуется дигитализацией).

Быстро развивалась компьютеризация редакционных процессов сбора, обработки и распространения информации, широкое развитие получило кабельное и спутниковое ТВ, произошло стремительное становление Интернета – глобальной компьютерной сети, быстро расширялось применение цифровых технологий в журналистике и в массовых коммуникациях. Новые коммуникационные возможности позволяют передавать текстовую, звуковую и визуальную информацию в режиме реального времени, обеспечивая несвойственный «традиционным» СМИ интерактивный характер коммуникации и возможность более адресной доставки медийной информации с учетом специфики отдельных аудиторных групп и индивидуальных запросов потребителей.

«Демассификация» традиционных СМИ. Еще в 1980-е годы американский футуролог А. Тоффлер пришел к выводу, что эпоха традиционных, рожденных индустриальной революцией средств массовой информации, обращенных к универсальной по составу аудитории, заканчивается. В постиндустриальном обществе наступает эпоха средств массовой информации, ориентированных на «микроаудитории» в соответствии с разнообразными интересами и потребностями различных аудиторных групп. Считается, что в итоге наблюдающегося разделения массовой аудитории на отдельные группы с четко выраженными запросами, предпочтениями, вкусами, каждый конечный потребитель информации, распространяемой через СМИ, будет получать только то, что ему необходимо.

Одним из решающих факторов «демассификации» в 1980–1990-е годы стало развитие кабельного и спутникового телевидения, предлагающего телезрителям широкий набор из десятков каналов, специализированных по содержанию (новостных, спортивных, комедийных, научно-популярных, мультипликационных и пр.). В странах ЕС возникло большое количество новых компаний – операторов КТВ, быстро увеличилась численность кабельных телесетей. В Японии в дополнение к общественному телевидению NHK и пятью коммерческим телесетям возникло 300 новых телестанций, многие – на кабельно-спутниковой платформе. Все это подстегнуло процесс фрагментирования аудитории. Кабельные сети и спутниковые службы ТВ диверсифицируют свои программы, профили вещательных каналов, ведут постоянные поиски информационных «ниш», способных привлечь определенные категории зрителей, дифференцированные по запросам и интересам.

С 1980 г. в несколько раз возросла численность кабельных станций в США. Уже в середине 1990-х годов более 60% американских семей являлись абонентами платных кабельных сетей, многие из которых транслировали 30–75 разнообразных телеканалов. В отдельных случаях потребителям предлагался набор из 150 каналов, большинство из которых составляли узкоспециализированные по содержанию (например, C-SPAN, ведущий прямые трансляции из конгресса и сената, каналы классического голливудского кино, кинокомедий, сериалов, популярной музыки, мультфильмов, погоды, спорта, каналы для различных этнических меньшинств и пр.). Следствием «демассификации» ТВ стало существенное сокращение аудитории традиционных эфирных телекомпаний и сетей. Так, если в начале 1980-х гг. ABC, NBC и CBS охватывали 92% американской зрительской аудитории, то в 1996 г. все они в совокупности привлекли лишь 53% зрителей. В дальнейшем сокращение аудитории эфирных телесетей продолжилось. К началу нового века 74% американских семей пользовались кабельным либо спутниковым ТВ.

Процесс «демассификации» СМИ, сопровождающийся дроблением массовой аудитории на определенные сектора и сегменты (микроаудитории), вызван как социальными причинами и прогрессом коммуникационных технологий, так и особенностями современного рекламного бизнеса. Одним из основных катализаторов «демассификации» СМИ является расширяющееся во второй половине XX в. применение адресных рекламных технологий, основанных на социологических исследованиях и промерах различных секторов потребительского рынка. Современный рекламный бизнес заинтересован в том, чтобы реклама адресно доставлялась аудиторным группам с четкими, хорошо изученными параметрами (половыми, возрастными, профессиональными), с точно определенными запросами и предпочтениями, ценностными и мировоззренческими установками – и была целенаправленно подстроена под эти характеристики, что является условием высокой эффективности рекламного воздействия.

Возможности целевой доставки рекламы – и медийного содержания в целом – неизмеримо возрастают в связи с развитием интерактивности электронно-сетевых коммуникаций, позволяющей точно предопределить возможные реакции аудитории на различные виды содержания и форматы его презентации. С одной стороны, это способствует более основательному выявлению запросов и предпочтений потребителей медийной информации, с другой – предоставляет недобросовестным коммуникаторам новые беспрецедентные возможности для более изощренного и эффективного политического и коммерческого манипулирования аудиторией.

В условиях распространения новейших сетевых коммуникационных технологий медийная «демассификация» может трансформироваться в индивидуализацию, когда потребитель сам формирует свое информационное меню, самостоятельно выбирая интересующие его текстовые материалы, аудиозаписи и видеофильмы, передачи интернет-вещания. Активное коммуникационное поведение требует от реципиента подготовленности к пользованию обширными информационными ресурсами, к адекватной самостоятельной оценке и переработке медийного содержания.

Интерактивность массмедиа. Свойственная новейшим коммуникациям интерактивность изменяет сущность взаимоотношений коммуникаторов и получателей информации. Особенно наглядно демонстрирует это интерактивное ТВ, внедрение которого началось в Великобритании и других странах Запада в середине 1990-х. Телезритель превращается из пассивного наблюдателя всего, что видит на экране, в соучастника происходящего, в соавтора разворачивающегося телевизионного действа. Зритель интерактивного ТВ может выводить на экран дополнительную текстовую информацию, изменять ракурс съемки отображаемого события, выбирая картинку с той или иной телекамеры, установленной на месте события, изменить план кадра, применить повтор интересующих его фрагментов передачи, участвовать в электронных опросах и голосованиях по проблемам, затронутым в передачах. 


19.01.2014; 22:28
хиты: 113
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
английская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь