пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Фашизм

- как националистическая идеология

Фашизм – крайняя, радикальная форма идеологии национализма, сформировавшаяся в Италии в 20-30-е годы ХХ в. под руководством Б. Муссолини. К фашистской идеологии примыкает национал-социализм, являвшийся официальной идеологией гитлеровской Германии. (Соединив в себе принципы фашизма с некоторыми идеями социализма, Гитлер стремился насильственно осуществить главную цель фашизма – установить господство высшей"культуросозидающей" арийской расы).

Важнейшие постулаты фашизма:

  • признание нации как высшей и вечной общности, основанной на единстве крови;
  • деление нации на высшие и низшие;
  • признание немцев, принадлежащих к арийской, нордической расе, высшей, культуросозидащей нацией, т.к. кровь, текущая в их жилах, является носительницей героического духа, творческого гения, чувства ответственности и достоинства;
  • исключительность немецкой расы дает ей автоматическое право на осуществление мессианской роли в истории;
  • как важнейшая раса, немцы должны господствовать над другими народами, безжалостно подавляя их сопротивление;
  • объявление некоторых народов "неполноценными" и подлежащими физическому истреблению (евреи, цыгане);
  • в политической сфере – антидемократический (фашистский) режим, безграничная власть вождя (фюрера, дуче, каудильо), руководящего жестко централизованной, построенной по принципам военной организации партией;
  • милитаризация экономики и политической сферы.

Наиболее последовательно фашистская идеология осуществлялась в гитлеровской Германии, ее саттелитами-приверженцами были Италия во главе с Муссолине и Испания во главе с каудильо Франко. Хотя антигуманные фашистские режимы были осуждены решением ООН (10 декабря 1948 г.), в современном мире с фашизмом не покончено: попытки его реставрации в форме неофашизма имеют место во многих странах, в том числе и в бывших советских республиках (Латвии, Эстонии, России и др.).

Оставаясь на идеологических основах "классического" фашизма, идеологи его модифицированного варианта отбрасывают на задний план гитлеровский тезис о преимуществе немцев над другими европейскими народами и акцент переносится на общность белых людей, которые противопоставляются "цветным" народам, представляющим "смертельную угрозу" цивилизованным нациям.

Шовинизм - как националистическая идеология

Одним из "мягких" вариантов национализма является великодержавный шовинизм (от имени Н. Шовена – французского солдата, преклонявшегося перед завоевательной политикой Наполеона І).

Шовинизм, как одна из крайнмх форм национализма, характерен для великих держав, колониальных империй, проводивших агрессивную, завоевательную политику с целью расширения своих территорий. Для оправдания этой политики, для удержания завоеванных народов в лоне своего господства, шовинизм использует разные методы и средства, которые имеют свои отличительные черты в каждой из великих держав (английский шовинизм, французский шовинизм, российский шовинизм и др.).

Но определяющие принципы этой идеологии – общие для всех великих держав: признание исключительности и превосходства своей нации; пренебрежение достижениями и интересами "малых" народов; оправдание своих захватнических устремлений "благородными" целями приобщения к более высокой культуре; использование в отношении завоеванных народов политики "кнута" и "пряника" (от прямого насилия, подавления до различных форм "поощрения"), манипулирование сознанием и пр.
 


47) В отличие от либерализма, консерватизма и коммунизма, ориентированных на интересы конкретных классов и социальных* групп, фашизм опирается на идею расового превосходства, национальной идентичности, пытаясь сплотить население вокруг цели национального возрождения.

Такие разновидности фашизма, как итальянский фашизм и немецкий национал-социализм, были вызваны к жизни глубоким экономическим кризисом обществ, проводивших технологическую модернизацию. Появление новых видов деятельности и форм разделения труда разрушали привычные социальные связи и традиционный уклад жизни. Усложнение социальных отношений дополнялось глубоким экономическим кризисом конца 20-х годов XX в. В этих условиях классические либеральные ценности оказались неспособными выступить вдохновляющими мотивами человеческой деятельности и фактором интеграции общества. Обнищание населения, разрушение прежней социальной структуры и, как следствие, появление в значительных масштабах маргинальных и люмпенских групп - все это обесценивало либеральные идеалы свободной личности. Интегрирующую и вдохновляющую роль сыграли ценности национального возрождения и единства, особенно в Германии, национальное самосознание подавляющего большинства населения которой было унижено поражением в Первой мировой войне 1914 - 1918 гг.

Различие между идеологиями итальянского фашизма и немецкого национал-социализма состоит в том, что если первая стремилась возродить могущество Священной Римской империи и была не столь убедительна, то вторая оказалась в состоянии сплотить различные социальные группы идеей национального превосходства арийской расы, соединив ее с лозунгами социального равенства и справедливости. В одной из своих речей А Гитлер так сформулировал идеал нового общества: «Мы хотим произвести отбор слоя новых господ, чуждого морали и жалости, слоя, который будет сознавать, что он имеет право на основе своей лучшей расы господствовать, слоя, который сумеет установить и сохранить без колебаний свое господство над широкой массой».

Идеология национал-социализма, согласно убеждениям фюрера, должна была способствовать созданию нового типа личности, свободной от «отягчающих ограничений разума, от грязных и уничтожающих самоотравлений химерами, именуемыми совестью и нравственностью, и от требований свободы и личной независимости, которыми могут пользоваться лишь немногие». Формирование условий для развития национального немецкого государства предполагалось за счет «расширения жизненного пространства на Востоке», «устранения целых расовых единиц» и «обеспечения продовольственного снабжения» (А. Гитлер).

Принципы построения нового общества в коммунизме и фашизме оказались схожими: тотальное подчинение общества одной идеологии, одной идее с той лишь разницей, что в первом случае это идея «светлого будущего», а во втором - идея «превосходства арийской расы»; монопольно властвующие партии (коммунистическая и национал-социалистическая), ставшие главными элементами политической системы; использование политического террора и опора на органы насилия в обеспечении политической стабильности и идейного единства общества.
 


20.01.2014; 01:49
хиты: 158
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь