пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

В Древней Греции политическая

мысль обрела форму теорий с присущими им признаками целостности и системности. Жизнь полиса (города-государства) требовала разработки средств, методов совместного проживания людей, групп с разными интересами. В полисе занятия политикой было правом и обязанностью всех свободных граждан. Понятия общества и государства в политической мысли античности не различались.

Античный мыслитель Платон (427 - 347 до н. э.) изложил свои политические идеи в диалогах «Государство», «Политик» и «Законы». Наиболее важной и непосредственной формой существования общества он считал государство. Он создал модель идеального государства как сообщества людей, строящих свои отношения на основе справедливости. Справедливость трактуется Платоном как основополагающий принцип государства, в соответствии с которым каждый на своем месте делает для общества максимум полезного, как воздаяние каждому должного.

Его идеальное государство состоит из трех сословий: правителей-философов, воинов-стражей, а также ремесленников и земледельцев. Иерархия сословий основана на их соответствии трем началам человеческой души: разумному, яростному и деловому. Основными добродетелями идеального государства Платон считал мудрость, мужественность, рассудительность и справедливость. К идеальному государству, по мнению мыслителя, ближе всего находится аристократическая республика с мудрым правителем во главе. Другие четыре формы государства - тимократию (власть военных), олигархию (власть небольшого слоя богатых людей), демократию (власть народа) и тиранию (власть одного над всеми) он назвал несовершенными.

По Платону сила государства - в силе его законов. Устанавливаемые в государстве законы должны способствовать установлению справедливых и гармоничных отношений между людьми, устранению междуусобиц. Закону, выражающему интересы большинства людей данного государства, должны подчиняться все - от рядовых граждан до правителей.

Аристотель (384 - 322 до н. э.) продолжил исследование проблем государства, его учение было более реалистичным, поскольку он обобщил опыт существования 158 греческих полисов. Свои выводы Аристотель изложил в работе «Политика».

Аристотель считал государство результатом естественного развития, а не божественного промысла. В его представлении город-государство - это высшая форма общения людей, отражение сущности человека как «политического животного». В человеке заложено инстинктивное стремление к совместному проживанию, результатом чего являются семья, община и, наконец, государство. Главная цель государства - достижение лучшей жизни, общего блага для всех граждан.

Формы государственного устройства Аристотель классифицировал по двум критериям: 1)количеству правящих; 2)цели правления. К «правильным» формам он относил монархию, аристократию, политию. При «неправильных» формах, к которым он относил тиранию, олигархию, демократию, правители исходят прежде всего из своих эгоистических интересов.

Лучшей формой государства он считал политию. Полития была конкретной формой выражения идеи о смешанном режиме, который воплощает все лучшие черты аристократии (добродетель правителей), олигархии (богатство) и демократии (свобода). Основное положение в политии занимают представители среднего сословия (среднего в имущественном отношении разряда граждан).

Из наследия мыслителей Древнего Рима особое внимание заслуживают идеи Марка Туллия Цицерона (106 - 43 до н. э.). Он соединил в себе мыслителя и политического деятеля, свои взгляды изложил в работах «Республика», «О государстве», «О законах» и др.

Цицерон не отдает предпочтения ни одной из известных ему форм государства, наилучшим считает смешанный режим, сочетающий достоинства царской власти (заботу монарха о подданных), аристократии (мудрость правителей) и демократии (Свободу народа).

Цицерон ставит и по-своему решает проблему справедливых законов в государстве, которые могут и должны исправлять пороки, а также наставлять в доблестях. Заслугой Цицерона является то, что он заложил правовой принцип во взаимоотношениях управляемых и управляющих, считал, что под действие закона должны попадать все, а не только некоторые, избранные граждане. Тем самым он выразил идею правового государства, обоснованную с разных сторон в политических воззрениях Нового времени и современных политологических теориях.
 

В Средние века политические взгляды облекались в религиозную форму и имели религиозное содержание. Основным источником религиозного толкования проблем общественной жизни была Библия. Божественную природу государства средневековые мыслители обосновывали, ссылаясь на тезис о «естественной греховности» человека. Наиболее яркими представителями политической мысли Средневековья были Августин Аврелий (354 - 430) и Фома Аквинский (1225 - 1274).

В работе «О граде Божьем» Августин, прозванный Блаженным, ставит вопросы о смысле истории, направленности исторического процесса. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». «Град земной» (государство) живет «по плоти», в нем любовь к самому себе доходит до забвения Бога. У «града Божьего» (небесного) любовь к Богу простирается до забвения себя. Оба града существуют один возле другого и даже переплетаются между собой так, что члены града Божия (благочестивые люди) живут среди членов града земного (нечестивых людей) и наоборот.

В граде земном постоянно проявляется «похоть господствования», властолюбия, присущая и правителям, и подчиненным. В граде же Божием «по любви служат взаимно друг другу и предстоятели, руководя, и подчиненные, повинуясь». Важное место в учении Августина занимают проблемы человеческой свободы и воли. Человек рождается свободным, но в государстве сталкивается со многими ограничениями свободы. Чтобы преодолевать их, необходимо проявлять сильную волю, в т. ч. политическую. Августин говорил о безусловном приоритете власти церковной, идущей от Бога, над властью светской, государственной. Власть государственная регулирует поведение людей в их временном земном существовании и сама является временной. Власть божественная направляет жизнь вечную, ее земным олицетворением выступает Христианская Церковь.

Политические взгляды Фомы Акеинского (Акеината) излагаются в его труде «О правлении властителей». Он полагал, что государство, государственная власть берут свое начало от Бога, стремился обосновать верховенство церковной (духовной) власти над светской. Светская власть должна следовать христианским заповедям и не угнетать свой народ. В противном случае Фома Аквинский признавал правомерным свержение тирана. Сущность власти божественна, но формы ее реализации зависят от людей. Аквинат пытался осмыслить роль и значение в жизни людей таких форм государства, как монархия, аристократия, олигархия, демократия, тирания. Ни одна из них не является совершенной, хотя из всех перечисленных он предпочитал монархию

Фома Аквинский выступал против идеи социального равенства. Сословное неравенство неустранимо: подчиненные должны повиноваться высшим, ибо подчинение -добродетель подданных, утверждал Аквинский. 


20.01.2014; 00:57
хиты: 124
рейтинг:0
Общественные науки
политология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь