пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

23) Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол

Основные даты и события: ] 653-1655 п. - реформа патриарха Никона. 
Исторические деятели: патриарх Никон; Алексей Михайлович; протопоп Аввакум. 
Основные термины и понятия: самодержавие; церковный раскол. 
Материал к ответу:Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть свящеН!iослужителей во
главе с патриархом Игнатием поддержала Лжедмитрия 1 (сам патриарх короновал его на царство). 
Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и церкви. 
Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только разграбили церковную утварь и осквернили
мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым
явлением были убийства оккупантами служителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных
оказался и фактический глава Русской Православной llеркви митрополит Филарет (Федор Никитич
Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих. 
После восьмилетнего пребывания в польском плену митрополит Филарет возвратился в 1619 г. в
Москву. Участники Церковного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При
нем резко возросли роль и значение церкви в жизни государства. Филарет, по существу, был вторым
царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил
никогда не принимал решений без согласия отца. Бывало и такое, что по сугубо государственным
вопросам распоряжения отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Филарету - укрепить
авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не
были решены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иоасафе 1 и Иосифе. Среди них
главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти-
водействовать активизировавшемуся в годы смутыI западному ВЛИЯНИЮ, церковь усилила в эти
годы борьбу с иноверием. 
В середине хуп в. стало ясно, что в русских церковных книгах, переписьmавшихся от руки, имеется
много описок и искажений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай
многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились
одновременно, порой используя разные молитвы), крещения двумя пальцами и др. По этим вопросам
мнения верующих разделились. Одни ( в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить
церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образцам. Другие (к числу которых
относился царь Алексей Михайлович и его ближайшее окружение) считали, что следует обратиться
не к книгам столетней давности, а к самим греческим источникам, с которых они в свое время
переписьmались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Православной
Церкви по предложению Алексея Михайловича был избран Никон - митрополит Новгородский. Ему и
было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и касалась в
основном церковных обрядов и книг. Было введено крещение тремя пальцами, поясные поклоны
вместо земных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. 
Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не
только с греческой, но и с русской традицией. 
Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив
необъятную власть над верующими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной власти и
преможил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и
патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет посвящение, 
помазание и венчание от архиерея,>. Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения
патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, приглашать
Никона на государственные приемы. Это было серьезным ударом по самолюбию патриарха. Во
время одной из проповедей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с
сохранением сана) и удалился в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что
царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем
иначе. Он стал готовить церковный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православных
патриархов из других стран. 
для суда над Никоном в 1666 Г. был созван Церковный собор, на который патриарха привезли под
охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно И без нашего царского величества повеления церковь
оставил и от патриаршества отрекся,>, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть
в стране. Присутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословивлишение его сана патриарха и вечное заточение в MOHacThlpb. Одновременно Собор 1666-1667 ГГ. 
поддержал церковную реформу и предал проклятию всех ее противников (которые стали
именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в
руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким
образом, реформа Никона и Собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской Православной
Церкви. 
Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Петров) (1620-1682). С юных лет посвятив
себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. 
Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с
поддерживавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко
отрицательно, считая, что если и обращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За
свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в
монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старообрядческих
идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно
убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Аввакум был предан
церковному проклятию на Соборе 16661667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен
в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» И десятки других работ. За
непокорность и непримиримость Аввакум былпри говорен к казни Церковным собором 1681-1682 
годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» И его сподвижники были заживо сожжены. 
Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее
положение в политической системе страны. Однако в условиях усиления самодержавия это привело к
резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении
подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия. 


19.01.2014; 00:15
хиты: 106
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь