пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14. формирование и развитие русского централизованного государства 15-16 в. Москва- третий Рим


В конце XV — начале XVI в. более чем двухвековая борьба русского народа за 
свое государственное единство и национальную независимость завершилась 
объединением русских земель вокруг Москвы в единое государство. 
Основной формой крупного феодального землевладения на Руси в XIV в. 
была вотчина — княжеская, боярская, церковная. 
В огромной массе крестьянства отчетливо выделялись две категории: черные 
крестьяне, жившие общинами в селах, не принадлежавших отдельным феодалам, 
и владельческие крестьяне, жившие на надельных землях в системе феодальной 
вотчины. 
В XIV в. система русской феодальной иерархии включала в себя четыре 
нисходящие ступени. На верхней ступени восседали великие князья — верховные 
правители Русской земли. Вторую ступень занимали вассалы великого князя — 
удельные князья, обладавшие правами суверенных правителей в пределах своих 
уделов. На третьей ступени находились вассалы удельных князей — бояре и 
служилые князья, утратившие права удельных, иными словами, крупные феодалы-
землевладельцы. На низшей ступени феодальной иерархии стояли слуги, 
управляющие княжеским хозяйством, составляющие княжескую и боярскую 
администрацию. 
В этот же период очень быстро расширялось и церковное землевладение. С 
подъемом сельского хозяйства связано и восстановление городов, более всего 
пострадавших от монгольского нашествия. Развитие производительных сил в 
городах проявилось прежде всего в росте ремесленного производства, в появлении 
новых крупных центров ремесла в таких городах, как Москва, Тверь, Нижний 
Новгород, Кострома и др. Рыночные связи городов с областями в XIV–XV вв. были 
очень узкими. Городской торг служил главным образом местом натурального обмена 
и продажи продукции городских ремесленников и продуктов сельского хозяйства и 
промыслов, доставляемых из феодальных вотчин. 
Русский город в этот период был сложным социально-экономическим 
организмом, центром феодальной политической организации. Города стояли во 
главе развития производительных сил, общественного разделения труда, товарного 
производства и товарно-денежных отношений, создававших предпосылки для формирования в недрах феодального строя буржуазных отношений. Однако все 
вместе эти явления проявились в истории Руси несколько позже. В данных же 
условиях шел процесс создания единого централизованного государства. 
К концу XV в. сложились условия для перехода объединительного процесса в 
завершающую стадию — формирование единого централизованного Русского 
государства. Эта стадия продолжалась примерно полвека во времена княжения 
Ивана III (1462–1505) и первых лет княжения его преемника Василия III (1505–1533). В 
указанные годы крупным препятствием на пути формирования централизованного 
Русского государства было существование сильной и самостоятельной Новгородской 
феодальной республики. Лишь к 1485 г. Ивану III удалось ликвидировать 
Новгородскую республику, а ее земли включить в состав Русского государства. 
Несколько позднее, в 1483 г., в состав Русского государства вошла Вятская земля, 
Всего 25 городов и 70 волостей. В 1510 г. в Русское государство были включены 
земли упраздненной Псковской республики, а через четыре года вошел русский 
старинный город Смоленск. Именно в рассматриваемые годы завершается 
объединение русских земель. Образовалась огромная держава, в рамках которой 
была объединена русская народность. С конца XV в. стал употребляться термин 
«Россия», под которым понималось одно из самых крупных государств Европы. 
Объединенное вокруг Москвы государство представляло собой качественно 
новый этап развития государственности. По площади созданное государство почти в 
6 раз превышало бывшее Московское княжество. Усложнились государственные 
функции как во внутренних, так и во внешних делах. Появились функциональные 
органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формировался 
многоступенчатый слой служилых (или государственных) людей. 
Служилые люди — дворяне, будучи опорой великого князя в его борьбе с 
боярством, получали от него поместья, которые закреплялись за дворянами только 
на время их службы. Поэтому дворяне были заинтересованы в поддержке 
великокняжеской власти. Великий князь в свою очередь, ломая сопротивление 
оппозиционного боярства, расширял поместное землевладение, наделял дворян 
вновь присоединенными землями. 
Серьезные изменения произошли и в армии. Феодальные дружины, 
поставляемые боярами, теперь уже играли в ней второстепенную роль. Ее главную 
силу теперь составляли ополчения дворян, дворянская конница, пешие полки, 
оснащенные огнестрельным оружием, и артиллерия. 
Создание единого государства оказало серьезное влияние на развитие 
экономики и социального строя страны. Изменяется характер землевладения 
князей. Он все больше сближается с боярским землевладением. В связи с 
дроблением старых феодальных вотчин часть феодалов переселяется в новые 
места. Этих переселенцев-феодалов впоследствии стали называть помещиками, а их 
владения — поместьями. Политический строй Русского государства на рубеже XV–
XVI вв. развивается в сторону большей централизации. Московский великий князь 
уже систематически стал пользоваться титулом «государь». В 1472 г. овдовевший 
Иван III женился на племяннице последнего византийского императора Софье 
Палеолог. После этого события великокняжеским гербом стал византийский 
двуглавый орел. Обобщение изложенного выше свидетельствует о том, что во второй половине 
XV — первой трети XVI в. в России установилась самодержавная монархия, в которой 
великому князю принадлежала вся полнота политической власти. Однако 
разветвленный государственный аппарат еще не сложился, что на деле 
ограничивало возможности центральной власти. 
Москва- третий Рим.
Всё большее распространение получало христианство в Древнем Риме. Государство это
считали вечным и непобедимым. И когда в 313 году эту религию официально признали в Риме, 
вместо одного государя появились два – светский и духовный. А империю теперь называли
христианской и признавали отражением царства небесного на земле. Но, как известно, ничто не
вечно. Итак, на дворе 410 год. Западная Римская империя едва сдерживает нашествие
варваров. Готы, возглавляемые вождем Аларихом, подошли к воротам Вечного города и
осадили его. Римлянам поставлены позорные условия: они должны отдать всё своё имущество, 
рабов, золото в обмен на… Жизнь. И хотя горожане, ослабленные голодом и болезнями, уже
готовы сдаться, вождю вскоре надоело ждать. Город был захвачен, разорён и наполовину
разрушен. Величие и слава римского государства, считавшегося главным оплотом христианства, 
дали трещину. В 455 году Рим снова был захвачен. На этот раз вандалами. Вторжение было
разрушительным и жестоким и настолько потрясло римлян, что стало одной из самых кровавых
страниц в истории древнего города. Последующие два десятилетия страна находилась в агонии. 
Она уже не способна была защитить своих жителей и стала беззащитна перед врагами. 
Наконец, в 476 году произошло Падение Западного Рима. Священная Римская империя – залог
незыблемости христианского мира, представительница истинного царствия на земле, пала. 
Законный наследник Во время разделения Великого Рима на Западную и Восточную империи в
395 году раскол произошёл и в церкви. Началось противостояние православного Востока и
латинского Запада. После крушения Западной Римской империи, Византия стала законной
исторической, культурной и цивилизационной преемницей Великого Рима. Главными
представителями христианской церкви теперь считали константинопольских патриархов. Отныне
Константинополь стал мировым центром христианства. Однако, спустя десять столетий
существования, наступил закат и этой державы. Крах Византийской империи произошёл в 1453 
году после захвата Константинополя турками-османами во главе с султаном Мехмедом II. Новая
надежда «Два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не быть». Это отрывок из письма старца
Филофея псковского Елеазарова монастыря, формально адресованное великокняжескому дьяку
Михаилу Мисюрю, однако фактически предназначавшееся для князя Василия III. Согласно
наиболее популярной в исторической науке теории, изложенной в трудах В.С. Иконникова, 
мысль о том, что Москва – это третий Рим, впервые была высказана именно в посланиях
Филофея. Идея «Москва – III Рим» была очень близка Руси, которую считали наследницей
Византии. Она стала главной политической концепцией Российского государства XV-XVI века. 
Процесс формирования новой идеологии сопровождается принятием титула царя Иваном
Грозным, а позднее – восхождением Русской Церкви на степень Патриаршества. Новые
представления о роли и значении России вскоре стали смысловой основой общественно-
политических устремлений правящей элиты российского государства. Народ верил в духовную
непобедимость Руси, и потому её называли Святой. На Святую Русь возложили важную миссию: 
хранить православную веру и защищать её от посягательств врагов. 

19.01.2014; 00:15
хиты: 149
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь