Принято считать, что история отечественного садово-паркового искусства начинается в эпоху правления Петра I (начало XVIII века). Исторические, политические, экономические, социальные факторы существенно повлияли на искусство XVIII в. Россия становится могущественной морской державой и одной из самых сильных стран Европы. В 1703 году в устье Невы закладывается новый город, который через несколько лет превращается в столицу государства – Санкт-Петербург. Наряду с основанием Петербурга, закладывается начало и большим парковым ансамблям, получившим мировую известность своей художественностью. Открываются Кунсткамера, ботанические сады, картинные галереи, сеть специализированных учебных заведений, открываются типографии, появляются первые периодические печатные издания и др. Петровские времена формируют новое мировоззрение. Новая европеизированная архитектура, скульптура, живопись, музыка и др. Начали проводиться массовые празднества, триумфальные шествия и др. вначале на городских площадях, а впоследствии в садах и парках Санкт-Петербурга. Побывав в Европе и посмотрев регулярные города, Петр I убедился в их практичности и воспринял западно-европейские эстетические принципы. Только с реформами Петра I по настоящему начался переход к регулярному градостроительству.
Несомненно, что именно с этого времени сады и парки, на устройство которых выделяются колоссальные средства, начинают рассматриваться как предмет искусства, призванный не только подчеркнуть могущество, достаток и власть, но и выступающий средством воспитания.
В период царствования Петра I (1672-1725 гг.) в русском садовом строительстве осуществляется резкий поворот в сторону создания классических регулярных парковых ансамблей. Именно в это время были созданы знаменитые садово-парковые ансамбли в Петродворце, Стрельне, Царском селе, Ораниенбауме.
Первые петербургские сады были устроены около 1710 года, когда была организована особая „ Садовая контора“. В ее обязанности входила закупка и испытание различных растений, ввозимых из-за границы, которые шли на украшение садов Петербурга и Москвы. Для ранних Петровских садов характерны следующие черты: - особое место и значение занимают каналы и цветники; - голландское влияние на садово-парковое искусство; - расположение дворца на центральной оси сада, сбоку от нее и в окружении деревьев.
Дворцово-парковые ансамбли первых десятилетий XVIII в. создавались под влиянием Западно-Европейского барокко со всеми присущими ему атрибутами. Но при всем том они имели целый ряд принципиальных отличий: - Петр I внес в черты более реалистический подход в устройство регулярных парков; - каналы имели не только декоративное назначение – они служили путями подъезда с моря и реки; - скульптура не только украшала аллеи, но и «просвещала» публику, смело вводила элементы светской культуры, что было чрезвычайно важным для развития русского общества, увековечивала памятные события, определившие судьбу нации; - иногда целый ансамбль становился «торжественным символом славного события». Например, Петергоф специфическими средствами утверждал факт выхода Российского государства на новые морские рубежи. Канал является главной композиционной осью парка, направленной к морским просторам; - парк Петровской эпохи органично слит с ландшафтом, точнее он являлся основой ансамбля. Вся композиция парка имела более раскрытый характер, чем, например, в Версале, Шантильи, Во-ле-Виконте. В становлении отечественной школы садово-паркового искусства вначале XVIII в. большую роль сыграли аптекарские и ботанические сады, которые широко представляли российскую и иноземную флору; - появляется целый ряд госпитальных садов, целью которых было выращивание лекарственных трав для нужд армии, аптек и госпиталей. Отдельные вельможи и богачи также создали ботанические сады. Большой известностью пользовался ботанический сад Прокофия Демидова в Москве, как своим разнообразием, так и ценной растительностью. Его причисляли к ряду самых известных ботанических садов мира.
В 1717 году в проектах Петербурга появляются публичные сады. К ним относится знаменитый Летний сад. Несколько позже по проекту Ф.Б. Растрелли за рекой Мойкой для Екатерины I строится дворцовый сад. Впоследствии создаются шедевры ландшафтного искусства загородные дворцово-парковые ансамбли и усадебные комплексы в Петергофе, Стрельне, Ораниенбауме, Гатчине, Павловске и др. Летний сад является одним из первых регулярных ансамблей садово-паркового искусства. Он был летней резиденцией Петра I. Планировка осуществлена по его чертежу. Строительство сада начато в 1704 году под руководством Петра I. Создание сада производилось очень долго. Несмотря на все изменения, производившиеся в Летнем саду более чем за столетие, первоначальная сетка плана сохранились.
Таким образом, можно сказать, что при правлении Петра Великого в садово-парковом искусстве Петербурга и Москвы сформировалось новое направление классических регулярных парковых ансамблей. Они были органично слиты с ландшафтом, являлись частью дворцового ансамбля. Также появилось такое направление, как ботанические и аптекарские сады, публичные сады. Такая тенденция задала направление дальнейшему развитию садово-паркового искусства России.