пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Государственный и общественный строй средневековой Польши

{

В Польше, как и у германских народов, на смену родоплеменным отношениям пришли феодальные отношения. Однако классический феодализм, основанный на развитой частной собственности на землю, формировался на протяжении достаточно длительного исторического периода. Первоначально здесь сложился так называемый государственный феодализм, т.е. система централизованной государственной эксплуатации, при которой население платило дань на содержание князя и его дружины. Только начиная со второй половины XI – XII вв. наблюдается рост частного феодального землевладения. Феодальные вотчины формировались за счет того, что дружинники получали от князя за службу населенные территории и иммунитетные привилегии. Среди землевладельцев особый статус при этом получили можновладцы – наиболее знатные феодалы, пользующиеся правом неподсудности. Они занимали основные государственные должности, превратив их фактически в свою наследственную собственность. Основная масса землевладельцев – рыцари (шляхта) – такими привилегиями не обладали. Вместе с тем им гарантировались специальные рыцарские права, в частности, право на родовой герб, денежное вознаграждение за участие в военном походе за пределы государства и др.

Единое сословие феодалов (шляхетское сословие) сформировалось в XIV – XV вв., после того, как польские монархи законодательно закрепили сословные права и привилегии шляхты. Как правило, соответствующие нормативные акты – привилеи – издавались в ответ на требования феодалов, в условиях, когда королевская власть особенно нуждалась в их военной или финансовой поддержке (при избрании короля на престол, при созыве шляхетского ополчения и т.д.) В 1374 г., согласно Кошицкому привилею, феодалы были освобождены от всех податей за исключением порального (земельный налог) – 2 гроша с лана (единица земли от 16 до 24 га). Шляхте гарантировалось владение землей на аллодиальном праве, т.е. возможность свободно передавать землю по наследству. При этом все феодалы считались непосредственными вассалами короля. Соподчинение между вассалами (лестница) отсутствовало. В 1422 г. Червенским привилеем гарантировалась имущественная неприкосновенность феодалов: конфисковывать имение шляхтича разрешалось только по решению суда. В 1430 г. Едлинским привилеем закреплялась личная неприкосновенность феодалов: запрещалось лишать шляхтича свободы без решения суда. В 1454 г. были изданы Нешавские статуты, в соответствии с которыми создавались сословные выборные шляхетские суды, т.е. судебные дела шляхты изымались из подсудности королевских чиновников. Крупные феодалы (магнаты) и шляхта получили равные права на занятие государственных должностей. Король обязывался без разрешения местных съездов феодалов (шляхетских сеймиков) не вводить новые порядки и не созывать шляхетское ополчение. В 1496 г., согласно Петрковскому статуту, шляхта получила исключительное право на приобретение земель (крестьяне и горожанам это запрещалось). Шляхта также получила право на внешнюю торговлю, а зависимые крестьяне прикреплялись к земле.

В результате экзекуционистского движения XVI в., в ходе которого шляхта добивалась ослабления влияния аристократии (магнатов), устанавливаются так называемые «золотые шляхетские вольности». В 1573 г. изданы Генриховы артикулы, которыми шляхте гарантировалось право свободного избрания короля, право на неповиновение королю (право на рокош – мятеж).

Утверждается шляхетская идеология сарматизма, согласно которой шляхта, в отличие от крестьян, имеет особое этническое происхождение, т.е. происходит от сарматов, которые в древности покорили славян. Тем самым подчеркивалась сословная исключительность шляхты, особое шляхетское равенство и доблесть. Однако идеологические мифы не могли предотвратить имущественное расслоение и социальные конфликты в шляхетской среде. Особый статус магнатов (панов), каждый из которых имел не только крупные земельные владения, но и целую армию слуг-шляхтичей, превращал шляхетское «равенство» в ширму, за которой разворачивалась борьба олигархических группировок за власть и финансы.

 

 

Наряду со шляхтой привилегированным сословием являлось духовенство. Духовенство ранее, чем светские феодалы, получило в собственность вотчинные земли, а также стало обладателем иммунитетных прав. Уже в конце XII – начале XIII вв. церковь была полностью освобождена от государственных повинностей, а также получила право осуществления церковной юрисдикции над духовенством и над зависимыми от церкви людьми. Если ранее епископов назначали князья, то теперь их стали избирать советы священников (капитулы). Шляхта имела монопольное право на замещение высших церковных должностей епископов, аббатов и др. Высшее духовенство активно участвовало в управлении государством, входило в состав сената. Гнезненский архиепископ (примас) председательствовал в сенате и считался главой государства в годы бескоролевья (когда король умер, а его преемник еще не избран).

Польские крестьяне объединялись в рамках территориальной общины – ополья. По мере роста феодального землевладения общинная собственность сокращалась, более ощутимым становилось имущественное неравенство в среде общинников, что, в конечном счете, ослабляло общинный строй. Наиболее состоятельные крестьяне по своему правовому положению сближались с низшими слоями шляхты, несли военную службу, в то время как их односельчане все более попадали в феодальную зависимость.

В раннефеодальном государстве большинство крестьян, тем не менее, сохраняло личную свободу. Благоприятное влияние на правовое положение польских крестьян оказало немецкое право, которое активно заимствовалось в Польше в ходе колонизации – заселения пустующих земель переселенцами как из Германии, так из более густо населенных районов Польского государства. В связи с колонизацией с конца XII в. польские крестьяне во многих местностях стали руководствоваться не нормами польского обычного права, а нормами немецкого права. На основании разрешения, выданного князем, паны заключали договор с основателем деревни (осадником), выдавая ему локационную грамоту. Каждый крестьянин получал надел – лан (16 – 24 га), который он мог передавать по наследству и продавать с согласия пана. Так как крестьянин при поселении уплачивал пану определенную денежную сумму, то пан не мог отобрать надел у поселенца не возвратив тому денег. Главной повинностью крестьян считалась уплата фиксированного денежного чинша. Новые поселенцы могли освобождаться от чинша на срок от 2 до 24 лет. Деревенскую общину возглавлял солтыс, который получал 1/6 части чинша и 1/3 часть судебных штрафов. Солтыс совместно с выбранными лавниками судил крестьян.

В XV – XVI вв. положение польского крестьянства становится более тяжелым. Крестьяне постепенно попадают в крепостную зависимость. Это происходило в связи с переходом к фольварочно-панщинной системе хозяйства. Феодалы заставляли крестьян отрабатывать на господской земле (фольварке), так как в это время крупные землевладельцы ориентировали свое хозяйство на производство зерна для экспорта в Европу. Крестьяне утрачивают подчиненное право собственности. Однако следует отметить, что в Польше, с точки зрения исследователей, крепостная зависимость существовала в более мягких формах, чем в России.

Основная масса польских городов возникла в XIII в. Их количество в это время увеличивается с 50 до 250. Как старые, так и новые города переводятся на немецкое право, т.е. получают право на самоуправление в основном по образцу германского города Магдебург. По магдебургскому праву город выходил из под власти пана или королевских чиновников и подчинялся власти наследственного войта. Горожане выплачивали владельцу города часть пошлин и других доходов, удерживая определенную долю в пользу войта. Взамен горожане имели право свободной торговли и право на создание собственного суда. Войт являлся вассалом владельца города и обязан был ему личной военной службой. Свою власть войт осуществлял совместно с выборными советом – радой во главе с бурмистрами. Городской суд состоял из войта и выборных или назначаемых радой лавников. Добиваясь расширения прав самоуправления, города нередко выкупали должность войта. В таких случаях права войта переходили к раде, а для осуществления судебных функций рада временно назначала судебного войта. В состав рады входили представители патрициата – зажиточных горожан. Основная масса городских жителей – поспольство – выступала за ограничение власти патрициата. В результате в некоторых городах возникали представительства поспольства, которые контролировали финансовую деятельность городских рад и участвовали в принятии важнейших решений.  

Государственный строй Польши

Выделяются несколько периодов развития государственного строя Польши:

1) централизованной раннефеодальной монархии X – XII вв.;

2) политической раздробленности XII–XIII вв.;

3) сословной монархии XIV–XV вв;

4) шляхетской демократии XVI–XVII вв.;

5) магнатской олигархии XVII–XVIII вв.

В раннефеодальном польском государстве вся подчиненная князю территория рассматривалась как единый княжеский домен (княжеская собственность), которым князь управлял при помощи дружины. В административных центрах – гродах – размещались дружинные гарнизоны во главе с княжескими наместниками (каштелянами). В XIV в. после восстановления единства польского государства начали формироваться органы сословного представительства. На основе феодальных съездов возникает вальный сейм. С конца XV в. он состоял из двух равноправных палат: сената и посольской избы. Сенат сформировался на основе королевской рады, которая прекратила свое существование. В состав сената входили важнейшие должностные лица, а также высшее духовенство. Сенат обладал правом законодательной инициативы, рассматривал законопроекты, одобренные посольской избой. Посольская изба состояла из депутатов от шляхты, избираемых на земских сеймиках. Компетенция сеймов была закреплена в Радомской конституции 1505 г., которая известна под названием «Ничего нового» (Nihil Novi). Согласно данному акту, сейм получал высшую законодательную власть в стране, введение важнейших новых законов (особенно – в сфере налогообложения) без участия сейма запрещалось.

По мере своего развития сословная монархия перерастает в шляхетскую демократию. Система шляхетской демократии включала в себя такие органы сословного представительства, как вальный сейм, провинциальные сеймы и земские сеймики. Важнейшая особенность этих органов – односословность, т.е. в их работе принимало участие только шляхетское сословие. Кроме шляхты в сейме были представлены некоторые крупные города: Краков, Вильно, Каменец-Подольский, Люблин. Представители городов не имели права решающего голоса и могли только высказывать свое мнение по вопросам городской жизни. Такое положение городов объясняется преобладанием среди зажиточного населения лиц иностранного происхождения, в связи с чем короли не могли полагаться на горожан в своей борьбе с феодальной аристократией.

Король избирался шляхтой на престол, причем шляхте гарантировалось право на свободное избрание короля, т.е. избрание без учета наследственных (династических) прав претендента на престол. При избрании король давал шляхте «пакты – конвенты» (pacta conventa) – обязательства, касающиеся шляхетских привилегий, внешней политики, налогов и других вопросов. Монарх лишался права издавать важнейшие законы, вводить налоги без согласия сейма. По Генриховым артикулам 1573 г. устанавливалось, что король должен созывать сейм один раз в два года, ему запрещалось созывать феодальное ополчение и вести войну без согласия сейма.

Король назначал должностных лиц, осуществлял дисциплинарную юрисдикцию по отношению к чиновникам

 

Нельзя утверждать, что польские монархи не имели возможности влиять на ситуацию в стране. Например, короли сохранили за собой право законодательной инициативы и право утверждения решений сейма. Вместе с тем правители не могли в полной мере использовать эти права в своей борьбе со своеволием шляхты. Одним из сдерживающих факторов и важным средством давления на короля стало право шляхты на неповиновение королю, гарантированное Генриховыми артикулами. В начале XVII в. отдельным законом был установлен порядок применения данного права. В повиновении королю можно было отказать после троекратного выражения несогласия с его решениями. Сначала об этом заявлял архиепископ или сенатор, затем – сеймик, а в последнюю очередь – сейм. Если король продолжал настаивать на своем, то шляхта бралась за оружие и создавала конфедерацию – добровольный шляхетский союз, имевший свой выборный руководящий орган (вальную раду), в которой решения принимались простым большинством голосов. Конфедерация, направленная против короля, называлась в XVI – XVIII вв. рокошом.

Таким образом, для системы шляхетской демократии характерно политическое господство шляхты, сосредоточение в ее руках всех ветвей власти. При формальном сохранении монархической формы правления польские короли не были самовластными монархами, а по сути выступали в роли слабого президента своеобразной феодальной республики.

Система органов сословного представительства, существовавшая вплоть до конца XVIII в., имела ряд противоречий, которые порождали кризисные явления в развитии польского государства. Каждый посол в сейме имел императивный мандат, т. е. должен был действовать в строгом соответствии с пожеланиями своих избирателей. При вынесении решения в сейме, требовалось единогласие всех послов, при этом любой посол обладал правом свободного вето («либерум вето»). Приблизительно 40% всех сеймов были сорваны из-за применения этого права. Учитывая это, в XVIII в. стали иногда созываться сеймы, действовавшие по образцу конфедерации и принимавшие решения простым большинством голосов (конфедерированные сеймы). В 1791 г. была принята конституция Речи Посполитой («Конституция 3 мая»), которая отменяла право свободного вето. Однако внешнеполитическое окружение не позволило провести реформы. }


07.06.2014; 13:58
хиты: 264
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь