{
В Византии существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде императорских указов, жалованных грамот, сборников законов и комментариев к ним, а также сводов судебной практики. В период с IV по VIII вв. основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана. Кодекс Феодосия был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства. Всеобъемлющая систематизация развернулась уже после падения Западной Римской империи в 528—534 гг. по указанию византийского императора Юстиниана. Он стремился ликвидировать крайнюю разобщенность и беспорядочность прежнего законодательства, а также регламентировать законом ряд вопросов, которые не освящались старыми нормами права. Для реализации этих планов необходимо было, прежде всего, унифицировать многообразные источники права.
Развитие византийского права во многом определялось преемственностью с римскими правовыми традициями, получившими здесь самобытное преломление. Трансформация римского права была обусловлена «огосударствленным» характером права Византии, феодализацией византийского общества, а также влиянием христианской морали. Руководство кодификационными работами осуществлял известный тогда юрист Трибониан. Они завершились созданием ряда крупных сборников римского права. Позднее они стали рассматриваться в качестве единого Свода законов Юстиниана. Первая его редакция была издана 7 апреля 529 г. Сборник состоял из 12 книг, которые распадались на титулы, а те, в свою очередь, делились на фрагменты.
Важнейшую часть кодификации Юстиниана составляли Дигесты, в которых цитировались Ульпиан, Павел, Юлиан, Модестин. Источник был составлен на латыни, но многие изречения и даже целые цитаты приведены на греческом. Первоначальный текст документа не сохранился. Самая ранняя, дошедшая до нас копия относится к концу VI в. Основным содержанием Дигест были фрагменты, посвященные частному праву. Кроме того, здесь содержались рассуждения относительно общих вопросов правосудия, деления права на частное и публичное, понимания закона. Частичное освещение получило в этом источнике и международное право.
Дигесты отразили тенденцию слияния преторского и цивильного права и устранение многих формальностей последнего (деление вещей на манципируемые и неманципируемые). Придав Дигестам силу закона, император запретил их комментировать и ссылаться на старые законы и сочинения римских юристов. В VI в. по инициативе императора Юстиниана был составлен Свод гражданского права - - Corpus juris civilis, и вплоть до VIII в. он оставался ведущим источником права в Восточной римской империи. Но массивный, состоявший из четырех частей - - Институций, Дигест, Кодекса и Новелл, -- Свод был очень труден для применения в судейской практике.
Поэтому в 726 г. по указанию императора-иконоборца Льва Исаврийского происходит переработка Свода Юстиниана. Созданная законодателями Эклога представляла собой сокращенный, исправленный переработанный с учетом времени Corpus juris civilis, который с радостью восприняли судьи Византии.
Эклога состояла из 18-ти титулов, подразделявшихся на статьи, в которых содержались нормы гражданского, брачно-семейного, уголовного, процессуального, канонического права. Эклога была очень популярной не только в Византии, но и в славянских странах, поскольку в ней юридически четко было изложено действовавшее тогда право. Однако из-за краткости Эклоги многие нормы права не получили в ней своего отражения.
Вследствие этого в конце 20-х гг. VIII в. параллельно с Эклогой был создан Земледельческий закон, который славяне называли «Славянским», т.к. он представлял собой запись норм славянского обычного права с дополнением их нормами византийского законодательства. Славянский закон регулировал преимущественно сельскохозяйственную сферу правоотношений, например, ответственность преступника за кражу зерна, за потраву посевов и пр.
Морской закон определял порядок фрахта судна и перевозки грузов морским путем. Военный закон регламентировал ответственность за преступления при прохождении воинской службы. Моисеев закон считался своеобразным нравственным кодексом в Восточной римской империи.
Вообще влияние канонического (церковного) права на жизнь византийского общества было огромно. В период с VI по XI вв. в Византии интенсивно составлялись номоканоны - - сборники светского и канонического права. Но по существу номоканоны были источниками церковного права, т.к. в них преимущественно входили постановления патриархов Константинопольских и каноны вселенских соборов. По мнению византийских канонистов Властаря и Вальсамона, номоканоны обладали высшей юридической силой, поскольку содержали предписания обеих властей - - светской и церковной.
Когда в IX в. к власти в Византии пришла династия василевсов-иконопочитателей, то по инициативе императора Василия I была осуждена Эклога как «переработка божественного догмата божественного Юстиниана». Одновременно с осуждением нормативного акта, написанного иконоборцами, иконопочитатели составляют свой вариант переработки Свода гражданского права Юстиниана.
В 879 г. был издан Прохирон - - краткое пособие для судей, преследовавшее цели облегчить порядок правоприменительной деятельности в государстве. Он был более полным, нежели Эклога, и содержал 35 титулов, подразделявшихся на статьи. Прохирон содержал в себе нормы Свода Юстиниана, законодательные новеллы, а также ряд положений «осужденной» Эклоги, преимущественно из области уголовного законодательства.
По сравнению с Эклогой Прохирон был куда менее удачной попыткой систематизации действовавшего в Византии права. Это почти сразу же осознали его составители, и поэтому между 884 и 886 гг. от имени Василия I и его сыновей-соправителей - - Льва и Александра - - была издана Эпанагога («переработанное повторение»). По сути это был улучшенный вариант Прохирона, включавший в себя оригинальные новеллы в области публичного права о взаимоотношениях православной церкви и государства. Точность формулировок и безупречная логика построения Эпанагоги снискали ей авторитет в правовых кругах Византии.
В 888- -889 гг. Лев Мудрый, сын Василия I, унаследовавший престол, издал Василики, или «царские законы», явившиеся своеобразной энциклопедией византийского права. Василики включали в себя 60 книг, удобно систематизированных и доступных пониманию даже не юристов. Этот свод византийского права явился последней официальной систематизацией норм права Восточной римской империи.
Частные нормативные источники права Византии - - это Хрисовулы, издававшиеся императорами и предоставлявшие привилегии отдельным лицам либо монастырям. К частным сборникам относят также Книгу Эпарха, изданную в X в. и содержавшую преимущественно нормы о ремесленно-торговом укладе византийских городов. Шестикнижие Арменопула, изданное в XIV в., является частным сборником норм гражданского и уголовного права, который действовал как признанный источник права на территории Бессарабии вплоть до начала XX в.
Под влиянием римского права развивалось обязательственное право Византии. Все обязательства, как и в римском праве, делились в зависимости от источника их происхождения: из деликтов или из договоров. Основными видами являлись договора: купли-продажи, мены, найма, займа, хранения, поклажи, товарищества и др. Сделки заключались в основном в письменной форме. Закон ограничивал максимальный размер процентной ставки при заключении договора займа до 12%.
В семейно-брачных отношениях господствовали нормы православного христианского права. Основанием для заключения законного брака было достижение юношами 14-летнего возраста, а девушками — 12-летнего. Кроме того, необходимыми условиями являлись: согласие на брак жениха и невесты, их родителей или опекунов, отсутствие родства и другого брака. Развод допускался, но в ограниченных случаях. В течение жизни человек мог заключать брак не более трех раз.
Наследование осуществлялось как по закону, так и по завещанию.
Уголовное право Византии носило сословный характер. Важнейшими факторами, определившими тенденции его развития, стали правовая доктрина христианства, библейские тексты, новое представление о государстве и статусе императора. Преступление рассматривалось как проявление греховной природы человека. Исходя из их доктрины предустановленной греховности наказание рассматривалось в качестве воздаяния за грехи.
Лица моложе 7 лет и умалишенные освобождались от ответственности. Не влекли за собой уголовного наказания и неумышленные преступления, а также совершенные в состоянии аффекта. Рецидив, наоборот, усиливал наказание. Основными видами преступлений являлись: государственные (наказывались смертной казнью), религиозные (наказывались смертной казнью, членовредительством или телесными наказаниями), имущественные (карались в основном штрафами и телесными наказаниями, реже - - смертной казнью), против семьи и нравственности (наказывались смертной казнью или телесными наказаниями), против личности (спектр наказаний - - от штрафов до смертной казни). По мере развития феодальных отношений усиливается репрессивный характер уголовного права. Сокращается доля штрафов и возрастает значение смертной казни. В качестве дополнительных наказаний применяются острижение и изгнание. Тюремное заключение в качестве самостоятельного наказания не упоминается в византийских источниках.
Таким образом, византийское право развивалось параллельно с государственностью и достигло высоко уровня развития, продемонстрировав преемственность с традициями античного права.}