{
Законы Ману (Манава дхармашастра) являются так называемой дхармашастрой - - сборником норм, правил (дхарм), определявших поведение индийцев в их повседневной жизни. Данные нормы носили религиозный характер и были, скорее, философско-этическими, чем правовыми.
По форме законы Ману являются сборником священных текстов, норм обычного права, в нем же помещен перечень прав, обязанностей царя, его советников, судей и чиновников различного ранга. Законодатель внес в этот величайший труд многие правовые идеи Ригведы, Махабхараты, Артхашастры, а также опыт государственного управления до и после династии Маурьев. И, наконец, в нем нашли отражение взгляды знаменитых философов, теологов, выдающихся государственных деятелей на право, управление, на этику и смысл человеческой жизни.
Брахманы стремились ограничить самодержавие царя. В законах Ману неоднократно повторяется мысль, что его первейшая обязанность - - охрана, защита подданных, обеспечение условий выполнения людьми дхарм. В законах Ману нет указаний о праве царя издавать законы, что весьма показательно. Более того, традиция предупреждает царя о тяжких карах за несоблюдение главных обязанностей, вплоть до права подданных выступать против неугодного правителя.
В соответствии с Законами Ману существовали следующие способы возникновения права собственности:
• наследование;
• получение в виде дара или находки;
• покупка;
• завоевание;
• ростовщичество;
• исполнение работы;
• получение милостыни;
• давность владения (10 лет).
Приобретать вещь можно было только у собственника. Запрещалось доказывать право собственности ссылкой на добросовестное владение. Если у добросовестного приобретателя обнаруживалась украденная вещь, она возвращалась прежнему собственнику. Уже в период создания Законов Ману в Индии понимали разницу между «собственностью» и «владением», уделяя значительное внимание охране личной собственности, в первую очередь, собственности на землю. Земли подразделялись на земли царские, общинные и земли частных лиц. Законы Ману охраняют также движимое имущество, упоминая рабов, скот, инвентарь как наиболее значительное из этой категории.
В Законах Ману рассматриваются и обязательственные правоотношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:
• договор займа;
• договор найма рабочей силы;
• договор аренды земли;
• договор купли-продажи;
• договор дарения.
Наиболее подробно описывается договор займа. Закон устанавливает нерушимость и преемственность долговых обязательств. Если должник не мог уплатить долг в срок, он обязан был его отработать. Допускалось возвращение долга с помощью силы, хитрости, принуждения. В случае смерти должника долг мог перейти на сына и других родственников умершего.
Вследствие применения труда свободных наемных работников (карма-каров) Законы Ману уделяют большое внимание договору найма рабочей силы. Условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора влекло штраф, а виновному не выплачивалось жалованье. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью и нанявшийся, выздоровев, исполнял работу, он мог получить жалованье.
Договор аренды земли получил развитие в Древней Индии ввиду проникновения в общину процесса имущественной дифференциации - - землю были вынуждены арендовать разорившиеся общинники.
Договор купли-продажи в соответствии с Законами Ману должен был совершаться в присутствии свидетелей и считался действительным лишь в этом случае. В качестве продавца мог выступать только собственник вещи. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать товар плохого качества, недостаточный по весу и т.п. Сделку можно было расторгнуть без каких-либо уважительных причин, но не позднее чем в течение 10 дней после совершения купли-продажи.
В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, а также вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.
В Древней Индии брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену, и она становилась его собственностью. Главой семьи был мужчина. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели". Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.
В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось. Будучи главой семьи, муж либо отец управлял всем ее достоянием, хотя формально имущество семьи считалось общим.
Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию - - только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился своего рода опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.
Законам Ману известны следующие уголовно-правовые категории:
• формы вины;
• рецидив;
• соучастие;
• зависимость тяжести преступления от принадлежности потерпевшего/виновного к определенной варне.
Это указывает на относительно высокий уровень развития уголовно-правовой отрасли. Тем не менее пережитки старины сохранили следующие понятия:
• принцип талиона ("равное за равное");
• ордалии (суд богов);
• принцип коллективной ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.
Виды преступлений, выделяемых законами Ману:
• государственные преступления;
• преступления против собственности;
• преступления против личности;
• преступления, посягающие на семейные отношения.
На первом месте стоят государственные - служба врагам царя, поломка городской стены либо городских ворот.
Далее законы Ману подробно описывают преступления против собственности и против личности. Среди имущественных преступлений законы выделяют кражу как тайное похищение имущества, отграничивая её от грабежа, совершаемого в присутствии потерпевшего. Если же хищение было сопряжено с применением насилия к потерпевшему, то это выделялось в отдельный вид преступлений (разбой). Учитывалось также, был ли застигнут вор на месте преступления, совершена кража днем или ночью. Наказывались укрывательство вора и недонесение о виденной краже.
К насилию, совершенному над личностью, Законы Ману относили убийство и телесные повреждения. Насильника считали худшим злодеем, чем вора, сквернослова и причинителя телесных повреждений.
Законы Ману знают также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.
Преступлениями, посягающими на семейные отношения, Законы считают прелюбодеяние, посягательство на честь женщины.
Существовало множество видов наказаний, в том числе:
• смертная казнь - - в различных вариантах (посажение на кол, сожжение на раскаленной кровати или на костре, утопление, затравливание собаками и др.);
• брахману взамен смертной казни полагалось бритье головы;
• членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног);
• тюремное заключение;
• штрафы;
• изгнание.
Различия в ведении процесса по уголовным и гражданским делам не было, а сам процесс носил преимущественно состязательный характер.
Для рассмотрения исков законы Ману называют восемнадцать поводов, в том числе неуплату долга, заклад, продажу чужого, нарушение соглашения.
Суд от администрации не был полностью отделен. Дела рассматривались, следуя порядку варн. Верховный суд вершил царь с брахманами.
Законы детально регламентируют использование свидетельских показаний, которые служили основным источником доказательств. Ценность показаний соответствовала принадлежности свидетеля к определенной варне. В качестве свидетеля не могли выступать заинтересованные лица и женщины - - последние могB