{
Древнеегипетское государство в период Раннего царства представляло собой племенной союз, где основную массу населения составляли свободные крестьяне-общинники. В Египте раньше, чем в других странах, сложилось классовое рабовладельческое общество: уже в период Раннего царства в результате многочисленных войн появились пленники-рабы, труд которых широко использовали в крупных хозяйствах.
В период Древнего царства развитие хозяйства достигло высокого уровня. Социальное и имущественное расслоение населения было четко определено. Крупная рабовладельческая знать, обладавшая огромными земельными владениями, находилась на верху общественной лестницы, занимая важные должности при дворе и в государственном управлении. Крестьяне-общинники составляли основную рабочую силу государства. Хотя рынок рабов в эпоху Древнего царства уже существовал, но он не удовлетворял хозяйственных потребностей – рабов было мало (патриархальное рабство).
Особое положение в египетском обществе занимали жрецы. Они были окружены всеобщим почитанием ввиду того, что только они обладали знаниями о загробном мире, владели искусством врачевания, возведения сложных архитектурных сооружений, умели вычислять площади земельных участков. Жрецы служили опорой царской власти, обожествляя и прославляя фараонов.
Эпоху Среднего царства характеризуют значительное возрастание численности рабов в частных хозяйствах при укреплении экономического положения землевладельцев, а также расслоение сельских общин, из которых выделяются мелкие собственники – неджесы. Слой неджесов, в свою очередь, разделился на бедных, или маленьких неджесов (мелких крестьян) и сильных неджесов – их разбогатевших представителей, становившихся писцами, торговцами и землевладельцами. Основная масса общинников-земледельцев беднела. В целях наложения различных дополнительных повинностей на непривилегированный слой населения ежегодно проводился их учет.
В период Нового царства рабовладельческие отношения охватили все общество, хотя сохранялся их патриархальный характер. Труд рабов не только широко использовался в домашнем хозяйстве: из их среды выходили также ремесленники, каменотесы, кузнецы, ткачи, строители и работники других профессий. В то же время продолжалось социально-экономическое возвышение жречества, которое превратилось в замкнутую наследственную касту. Возросшее богатство высшего жречества укрепляло его независимость от центральной власти.
Что касается Древнего Вавилона, то низший общественный слой там составляли рабы – вардум. Ими становились военнопленные, а также порабощенные и ставшие бесправными бывшие свободные граждане. Рабы подразделялись на: царских, храмовых и частновладельческих. Все эти группы рабов не обладали правосубъектностью и рассматривались законом как вещь, находящаяся в полной собственности хозяина.
Свободное население Древнего Вавилона делилось на две группы: полноправных (авилум) и неполноправных (мушкенум). Основную массу населения составляли полноправные свободные граждане – авилум. Они обладали полной правосубъектностью: могли владеть землей, исполняли имущественные и личные повинности, могли занимать высшие государственные должности. Жители покоренных городов и областей, не являвшиеся членами древневавилонской общины – мушкенумы, были вынуждены арендовать землю у храма, государства либо авилума на условиях несения службы в пользу арендодателей. Но это не означало, что мушкенум не мог обладать собственным имуществом: в его хозяйстве даже зачастую использовался труд собственных рабов.
Наряду с делением по сословиям древневавилонское общество подразделялось и по профессиональным занятиям: первое место занимали придворные служащие – царские телохранители и высшее жречество; далее следовали военнослужащие (редум, баирум, декум, лубуттум). В соответствии с важным государственным значением религии и храмов почетное положение среди профессий занимали храмовые служители. Немногим уступало им по положению в обществе и светское чиновничество – писцы. На низших ступенях профессионально-служебной лестницы находились крупные купцы, предприниматели, врачи, ремесленники.
В Древней Индии разложение первобытнообщинного строя и развитие общественного и имущественного неравенства привело к появлению самобытных сословий – варн. Все свободные граждане стали делиться на группы, не равные по общественному положению, правам и обязанностям. С оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. В соответствии с Законами Ману были легитимированы:
• брахманы – члены жреческих родов;
• кшатрии – военная и светская аристократия;
• вайшьи (вайшии) – лично свободные полноправные общинники;
• шудры – низшая варна, неполноправные члены общины.
Образ жизни каждой варны был определен специальными законоустановлениями (дхармами). В компетенцию первых двух варн входило государственное управление в самом широком значении. Вайшьям предписывалось заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом и торговлей. Шудры должны были находиться в услужении у трех высших варн. С течением времени сословия становились все более замкнутыми. Этому способствовали: преимущественная эндогамность – заключение браков между представителями одной варны; определенная, наследственно закрепленная профессия; поклонение одним и тем же богам.
Первоначально переход из одной варны в другую строго запрещался (ограничивалась возможность смешанных браков). Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство человека в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание и наоборот. Впоследствии с превращением свободных общинников в зависимых крестьян, вайшьи стали по значению приближаться к шудрам, а