Антропологический переворот в философии, когда она повернулась лицом к человеку, произошел благодаря деятельности софистов и Сократа. «Человек – есть мера всех вещей» и «Познай самого себя» - это 2 тезиса, обусловившие интерес философии к человеку.
Платон характеризовал человека с позиций дуализма: человек – противоречивое сочетание души и тела. Тело – материально, изменчиво, является источником чувственного, заслоняющего разуму истину. Душа идеальна, бессмертна, она противостоит телу. Для Аристотеля человек – политическое животное( Государство- символ разумности человека).
В Средние века на человека надели ризы греховности, он стал лишь частью мирового порядка, установленного Богом. Человек имеет божественную природу, но его сущность двойственна: это – результат грехопадения, ставшего следствием наличия у человека разума и свободной воли.
В Возрождение человека пытаются реабилитировать, смыть с него печать первородного греха. Например, Макиавелли заявляет, что природа человека проявляется в зависимости от обстоятельств, в которые попадает человек.
Философы Нового времени связывали учение о человеке и стремительно развивавшееся в то время естествознание. В природе человека они видели в первую очередь сущностные физические свойства человеческого тела. Однако глубинное свойство человека – разум.
Настоящий прорыв происходит в 20 в. Важный вклад внесли Шелер, объединивший метода феноменологии и основные идеи философии жизни, Плеснер, сумевший синтезировать данные биологии и философские концепции и др. Экзистенциалисты основной вопрос философии – вопрос о бытии – напрямую увязывали с проблемой человека. Они объявляли, что говоря о бытии, мы должны вести речь прежде всего о бытии человека.