Развернутое определение материи в различных философских системах давалось далеко не всегда. В античной философии поиски такой субстанции велись в рамках натурфилософского подхода. Его характерная черта – непризнание каких-либо существенных различий между философским и научным исследованием природы.
Согласно Платону материя – это некий универсальный материал, чистая возможность без каких-то конкретных свойств. Аристотель оставил за материей лишь функцию быть материалом, в его философии материя – пассивное начало.
В философии Нового времени материя – уже не конкретный вид вещества, но лишь свойства вещей, обладающие все теми же традиционными признаками субстанциональности: непроницаемостью, протяженностью, весом и т.п. Такое понимание сохранилось и в более позднее время. Материя в представлении философов этого времени – прежде всего неизменные свойства вещества в различных его проявлениях.
С особой силой все слабости и противоречия представлений о материи как о единой, неизменной первооснове мира выявились на рубеже 19-20 вв. Тесная связь учения о материи с научными представлениями своего времени оказалась для него роковой. Развитие естествознания показало, что претензии философии на роль универсального познания необоснованны. Вместе с понятием материи был поставлен под сомнение и философский субстанционализм.
Окончательно категория «материи» сходит на нет в 20 веке. Развитие она получила лишь в отечественной философии, став категорией марксизма:
- марксизм лишает содержание понятия материи натурфилософских притязаний
- единственное свойство материи – это свойство быть объективной реальностью, существующей вне нашего сознания
- атрибуты материи опосредуют ее связь с вещами. Только раскрыв материю в ее атрибутах, можно понять, почему она познаваема.