Категорию «бытие» ввел греческий философ Парменид. Бытие не возникает и не имеет конца. Следовательно, бытие вечно – безначально и неуничтожимо, едино и неделимо, неподвижно. Бытие как абсолютная устойчивость является завершенным, определенным, замкнутым в себе и ни в чем не нуждается.
В концепции Платона бытие предстает в качестве идеальных сущностей – идей. Они порождают видимый мир, к познанию их стремится разум человека.
В Средние века категория бытия и категория субстанции были фактически слиты воедино в образе Бога, который обладает всей полнотой бытия.
В Новое время вопросом, стоящим в центре философских исследований, становится вопрос о методах истинного познания. Понятие субстанции отделяется от понятия бытия, оно выражает лишь человеческую познавательную потребность.
Для Гегеля бытие вообще оказалось неопределенным и пустым понятием, лишенным всякого содержания.
Проблема бытия кардинальным образом меняется в философии 20 века. Основы этой трансформации были заложены постклассической философией, в частности Шопенгауэром. В 20 веке его идеи подхватил Хайдеггер, объявивший, что тысячелетняя традиция онтологии привела к забвению бытия, к его утрате. Этот вопрос, с его точки зрения, требует восстановления. Мы должны вести речь не об отвлеченном умопостигаемом бытии, неком абстрактном первоначале, а о конкретном бытии. А таким свойством обладает лишь бытие человека.