пользователей: 21281
предметов: 10473
вопросов: 178149
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

новый семестр:
» ИС в экономике
I семестр:
» математика
» история

ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ

Важнейшей вехой на пути становления русской государственности и русского этноса стало принятие христианства в форме православия.  До середины X в. господствующей религией восточных славян было язычество. Языческая религия обожествляла силы природы, поэтому боги были связаны с вы- полняемыми родом и племенем хозяйственными функциями. С усложнением обще- ственной жизни и социальной структуры общества, с образованием государства язы- чество как религиозная система была неспособна идеологически обосновать происхо- дящие изменения. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а ду- ховные и нравственные отношения выстраивались в соответствии с родоплеменными связями. Киевский князь Владимир попытался преодолеть это противоречие в рамках языческой религии. В 980 г. он провел первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов славянских племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с богом Перуном.  Бог грома и молний, покровитель князя и дружины, которого варяги принесли на Русь, Перун должен был упрочить идеи еди- нодержавия, целостности государства. Однако Владимир скоро отказался от рефор- мы, признав несовместимость язычества с поставленными целями. Кроме того, во многих славянских землях Перуна воспринимали как бога завоевателей и продолжали почитать привычных местных богов. Местные языческие культы и их служители волхвы приверженцы вечевых традиций становились опасными соперниками рода Рюриковичей. Принятие христианства, таким образом, предопределялось сложив- шимся типом государства. Важное влияние на выбор веры оказал геополитический фактор. Традиционные политические и экономические связи с Византией способствовали проникновению православия на русские земли. Первое историческое упоминание о христианах-русах относится к 944 г., когда князь Игорь заключил мирный договор с Византией. Одна часть его дружинников клялась именем Перуна, другая – церковью Ильи-пророка в Киеве. Известно, что княгиня Ольга приняла христианство, а в Киеве существовала христианская община. К X в. христианство принимают Венгрия и Польша. Правители эти стран использовали христианство как средство усиления своего влияния и спло- чения общества. В литературе высказывается мнение о тесных связях Руси с болгар- ской церковью, которая в это время утверждала православие в Болгарии, составляла богослужебные книги, обрядность на языке родственном населению Киевской Руси.  «Повесть временных лет» рассказывает, как князь Владимир выбирал для своей страны религию. Он послал бояр в другие страны для выбора лучшей веры, а в Киев прибыли мусульманские, иудейские и христианские миссионеры. Князь и его окру- жение решили принять христианство византийского образца. Вряд ли это повествова- ние достоверно. Еще церковный историк Голубинский признавал, что все рассказы летописи, так и «жития» Владимира об обстоятельствах принятия Владимиром хри- стианства являются благочестивыми вымыслами, составленными на разные визан- тийские сюжетные мотивы, и не содержат в себе ни крупицы исторической истины.  Раннее проникновение на Русь в качестве альтернативы язычеству именно хри- стианства, тесные связи с Византией, Болгарией достаточно жестко обусловили выбор новой религии. В системе византийской государственности духовная власть за- нимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям Владимира. Вместе с тем имел место и случай. Владимир хорошо по- нимал, какую роль играли династические связи для укрепления международной роли государства. И когда он оказал услугу византийским императорам по разгрому мя- тежного полководца Варды Фоки, то потребовал себе в жены их сестру Анну, но им- ператоры нарушили свое обещание. Анна была против замужества. Она знала Влади- мира как жестокого человека, ярого язычника. Владимир осадил византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, через который шел основной поток снабжения Визан- тии хлебом, и после долгой осады, перекрыв водопровод, взял город. Анна была вы- нуждена согласиться на брак, но с условием принятия крещения Владимиром. Тот со- гласился и крестился в Корсуне вместе с дружиной. Он венчался с Анной по право- славному обряду.  По возвращении в Киев князь приступил к крещению жителей столицы. По сви- детельству митрополита Иллариона, киевляне перешли в «греческую веру» «аще кто и не с любовию, но страхом повелевшего крещахуся». Спокойно отнеслись к креще- нию жители южных и западных земель Киевской Руси, часто общавшиеся с иновер- цами. Языческие верования они воспринимали как обычаи и суеверия. Общепризнан- ной датой принятия христианства стал 988 год. На севере и востоке христианизация повсеместно встречала сопротивление насе- ления. Князю Владимиру, дружинникам, родовой знати пришлось приложить немало усилий, не исключая военную силу, чтобы утвердить христианские обряды и верова- ния. Новгородцы взбунтовались против присланного в 991 г. епископа Иоакима. Для их усмирения потребовалась военная экспедиция из столицы. Жители Мурома отка- зались впустить в город сына Владимира князя Глеба, заявив о своей приверженности вере предков. В Новгородской, Муромско-Рязанской, Ростово-Суздальской земле ко  времени крещения успели сложиться элементы языческой организации, обособилась жреческая прослойка, которая активно выступала против новой религии. Летописи сообщают о восстаниях 1024 г. и 1071 г. в Суздальской земле и 1078 г. в Новгороде, которыми руководили волхвы. В Ростове еще в начале XII в. открыто поклонялись идолу Велеса, а в середине XII в. вятичи устроили самосуд над христианскими про- поведниками и убили одного монаха. В целом по стране распространение христиан- ства продолжалось до XII в. Дольше всех язычество сохранялось у вятичей, где сосе- дями славян были многочисленные угро-финские племена, обладавшие развитой язы- ческой религией. Удаленность от Киева делала северные и восточные земли более не- зависимыми от киевского князя, и христианство здесь рассматривалось как угроза по- литической автономии.  Процесс христианизации затянулся, потому что православной церкви пришлось вести длительную борьбу с дохристианскими верованиями.  Народное языческое со- знание было настолько сильным, что православие вынуждено было приспосабливать- ся к нему. Культ богов сменился культом святых с прежними «языческими функция- ми». Христианского святого – пророка Илью «Громовержца» соотнесли с Перуном, святого Власия, покровителя хозяйства и домашнего скота – с Велесом, «скотьим бо- гом», а святую Параскеву Пятницу, покровительницу брака и семьи, – с Макошью, славянской богиней судьбы и достатка.  Языческий Новый год (22 марта по старому стилю) слился с праздником Благовещения (25 марта), летний праздник бога Купалы (22 июня) перешел на день Рождества Иоанна Предтечи и получился народный праздник Ивана Купалы и т.д. Значительную роль в христианизации Руси сыграли монастыри, возникшие на ее территории в середине XI в. В монастырях готовились кадры священнослужителей, шло осмысление вероучения, формировались основы новой обрядности, христиан- ского быта. Монастыри играли значительную роль в распространении грамоты. Они стали центрами миссионерской деятельности.  В Киевской Руси на основе христианизации происходит становление нового типа государственности в значительной мере в византийской форме. Благодаря принятию христианства вырос международный авторитет Древнерусского государства. Русь была признана равноправным партнером в международных делах. Расширились и упрочились политические, экономические, культурные, династические связи и ди- пломатические отношения с ведущими странами того времени, особенно с Византией. Утверждение христианства на Руси в качестве государственной религии имело большое историческое значение. Христианство создало широкую основу для объеди- нения всех народностей, населявших страну, на общей духовной основе. Стали вы- тесняться языческие обряды и традиции, что способствовало гуманизации общества. Изживались местные племенные различия.  Русь начала усваивать византийские политические цели и идеалы. И прежде все- го понятие государя, поставленного от бога не только для внешней защиты, но и для поддержания внутренней гармонии в обществе. Сильное влияние христианство ока- зало на нравственность общества. Церковь запрещала господам истязать своих рабов. Возник обычай перед смертью отпускать рабов на волю. Под влиянием церкви было изжито многоженство и появилось понятие семьи как пожизненного союза мужа и жены, освященного таинством венчания.  Страна приобщалась к христианским ценностям, менялось сознание людей. Пе- ред человеком была поставлена задача личного самосовершенствования. Его телес- ный мир был признан греховным и нуждающимся в преобразовании. Значительным культурным переворотом стало введение единой письменности. Под влиянием хри- стиан развивалось храмовое строительство, книжное дело, литература, история и фи- лософия. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры. Новый импульс к развитию получили такие отрасли хозяйства, как огородничество, садоводство, различные виды ремесел – строительство, иконопись, ювелирное и де- коративно-прикладное искусство. Складывается духовное сословие и выстраивается церковная иерархия, занявшая важное место в древнерусском обществе. Во главе русской церкви стоял митрополит Киевский и всея Руси, который подчинялся константинопольскому патриарху. Мит- рополия делится на епархии во главе с епископами. Наряду с белым духовенством появляется черное, монастырское духовенство.  Оформляется церковная юрисдикция. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследствен- ные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов.  Вместе с тем принятие Русью христианства в византийском варианте имело не- которые негативные стороны.  Окончательный раскол христианства  на католическую и православную церкви и разрыв церковных связей привел к определенной идейно- политической изоляции Руси от остального христианского мира. В конечном итоге на Руси утвердилась иная, чем в латинской Европе модель исторического развития.


21.11.2014; 00:52
хиты: 0
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь