Объект и предмет истории.Формационный и цивилизационный подход к изучению истории.
История - наука ретроспективная (как было), которая изучает прошлое. В ходе изучения прошлого у общества формируется историческое сознание, одна из важных сторон общественного сознания (представление общества о своем прошлом и прошлом всего человечества). Важнейшим отличительным свойством истории является её тесная связь с современностью, без знания прошлого. Предмет истории – предметом истории является деятельность и только действия людей, вся совокупность отношений в обществе, также общие закономерности и тенденции исторического развития. Объект истории – это исторически складывающиеся отношения между субъектами исторического развития ( например, между государством и институтом церкви, между странами на протяжении веков, политическая партия и население государства, экономические преобразования как продукт взаимоотношений людей).
Изучение истории может проводиться основанным на формационном подходе. В основу взята теория К.Маркса, разработанная В.И.Лениным и дополненная всеми историками советской исторической школы (М.Н.Покровский, Л.В.Черепнин, А.А.Зимин) весь почти 70-летний период истории отечественной науки. Формация- это общественно-политический, общественно-экономический тип общества, находящегося на определенной ступени развития. В основу каждой формации положен определенный тип мпроизводства и связанные с ним производственные отношения, которые обусловили характерные для каждого уровня общественного развития форму государственного устройства, политический режим, тип семьи, религия. История таким образом представляется как смена формаций – первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой осуществляется только на основе социальной революции, чему причиной экономические изменения, происшедшие.
Цивилизационный подход- основан на понятии цивилизации- сообщества людей, объединенное основопологающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическом чувстве принадлежности к этому обществу.Особое внимание уделяется культуре. Можно просмотреть социальную эволюцию как основную форму движения Можно рассмотреть государство как систему управления делами общества, систему социальных институтов, культуру – как высший продукт генераций ценностей и идеалов, рассматривает народ как социально-психический и историко-культурный феномен. Цивилизационный подход позволяет посмотреть как специфику национальной так и многовариативность всемирной истории.