пользователей: 21231
предметов: 10456
вопросов: 177504
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» Философия

Природа как объект философского осмысления

В широком смысле, природа – совокупность всего существующего. В узком смысле, природа – естественная среда, которая окружает человека.

Природа и природная среда не тождественны, как географическая среда и окружающая среда.

Основные модели взаимодействия природы и человека:

  1. Мифологическая – отражает тип господства природы над чел.
  2. Научно-техническая – господство чел. над природой
  3. Философско-гуманистическая – гармоничное взаимодействие чел. и природы.

Мифологическая модель – (восточные общества, античное общество, средневековый период).

Рассмотрим данные эпохи.

Восточное общество – Активность чел. направлена на вживание в сложившуюся среду, идет духовно-нравственное совершенствова-ние самого себя.

Античный период: Природа – совершенный космос, кот. противопоставляется хаосу, чел. не мыслит себя без природы, природа становится эталоном подражания.

Средние века – есть Бог, есть чел., есть природа. Чел. выше природы, чел. обладает и божественным (душа) и земным началом. Природа – источник зла и греха. Возможно вмешательство в природу.

Эпоха Возрождения: чел. становится абсолютной и высшей ценностью, он обладает всеми полномочиями. Чел. превращается в земного Бога.

Новоевропейский период (научно-технологическая модель) – впервые была прописана идея подчинения природы чел-ку посредствам развития науки. Природа становится объектом технической эксплуатации. В нач. 20 века в учениях философов появляется новая установка – установить новый тип отношений между чел. и природой (гармоничный тип).

Широко рассмотрена связь чел-ка и природы у космистов (Федоров, Флоренский, Циалковский и др.) – Стремились восстановить нарушенные связи между человеком и космосом.

КОЭВОЛЮЦИЯ – процесс совместного развития природы и чел. в направлении оптимального соотношения интересов природы и чел. Основан на двух принципах.

  • принцип «ахимса» - ненасильственное отношение ко всему живому;
  • принцип «у-вэй» - невмешательство в протекание природных процессов.

30.10.2014; 02:55
хиты: 1115
рейтинг:+5
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь