На Востоке (в Азии) фил-ия возникла в Индии и Китае. Можно выделить следующие черты, кот хар-ют всю восточную фил-ию и отличают ее от фил-ии западной (античной):
- тесная связь с мифологией и религией;
-особый акцент на разработке методик духовного самоконтроля;
- дискурс (речь) не отличается доказательностью, насыщен многозначными словами и метафорам;
- философская школа организуется по типу семьи или религиозной общины;
- действует ориентация на сохранение традиционных форм мысли и поведения.
1) Осн тема древнеиндийской фил-ии: избавление человека от тягостной иллюзии земного существования.
Древнейшие философские тексты Индии – Веды. В них вводились идеи Брахмана, сансары, Атмана, кармы, мокши.
Брахман – толкователь ведической мудрости, были представителями высшей касты.
Сансара – бесконечный круг перевоплощений души.
Карма – сумма поступков живого существа, от которой зависит последующее воплощение.
Мокша – выход из-под действия закона кармы.
Нирвана –избавление чел от страданий
В сер. 1 тыс. до н.э. в Индии появились 6 ортодоксальных (правоверных) школ (даршанов). Это: ньяя, вайшешика, миманса, санкхья, йога и веданта.
Неортодоксальные школы: буддизм, джайнизм.
Наиболее известной неортодоксальной школой классической древнеиндийской фил-ии стала буддийская. Буддизм – мировая религия, возникшая примерно в VI в. до н.э., основатель которой – Сиддхартха Гаутама по прозвищу Будда (просветленный). Будда провозгласил 4 благородные истины: 1. Жизнь есть страдание. 2. Причина страданий – наши желания, привязанности, сама жажда жизни. 3. Избавившись от желаний, достигнешь нирваны– конца страданий. 4. В нирвану ведет благородный (срединный, восьмеричный) путь.
2) Основная тема древнекитайской фил-ии – гармонизация отношений человека, общества и природы.
Важнейшие философские школы: конфуцианство, даосизм, моизм, легизм, школа имен.
Фундаментальное понятие даосизма – дао (путь). Согласно учению даосизма (возник в 6 – 5 вв. до н.э., основателем считается Лао-цзы), дао – это путь всех вещей, универсальный закон Вселенной. Человек должен жить в соответствии с дао, практикуя у-вэй (недеяние).
Примерно в одно время с даосизмом возникло конфуцианство (Конфуций), самое авторитетное философское учение в истории Китая. Конфуций размышлял о правильном устр-ве общества, где все должно быть как в большой семье. Младшие слушают старших, дети – отца, подданные – правителя. Другие известные философские школы Древнего Китая – легизм и моизм. Легизм утверждал высшую ценность государства, его полное право и прямую обязанность в целях самосохранения держать народ в жестокой узде. Моизм, напротив, постулировал народное благо в качестве главной цели государственной власти.