пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

7. Массовая литература в современном обществе

Первая мировая война 1914-1918 гг. и революции начала хх В., прежде всего революция 1917 г. в России, с которой связано фор­мирование социальной системы, альтернативной капитализму, привели к грандиозным изменениям в' жизни человечества, к формированию нового менталитета, отразившего возникшее про­тивостояние социальных систем. Невиданные успехи цивилиза­ции оказывают мощное влияние на литературный процесс и ус­ловия его развития. В хх в. окончательно складываются две парал­лельные парадигмы художественного творчества, которые услов­но можно определить как литература «культурного запроса» «концептуально-авторская» и литература «массового спроса» (литературное производство).

Литература «массового спроса». Эта литература, составляющая в ХХ в. основной объем литературной продукции, развивается вне моделей, подобных модернизму и реализму, в функции модели в ней выступает избранный автором жанр: детектив, шпионский роман, фэнтези, приключения, триллер, хоррор (литература ужасов), женский роман, сериал, ситком (комедия положений) и др.

При этом жанровые границы становятся жесткими, жанровые модификации дробными: не роман, а «женский роман», «полицейский роман» и т. д. Литература «массового спроса» имеет особые формы функционирования, описываемые такими понятия­ми, как бестселлер (наиболее продаваемая литература), дайджест «<выжимка», краткое изложение произведения, в том числе и классики), комикс (перевод текста в серию картинок), покет-бук (карманное издание, которое удобно читать в транспорте) и др. Здесь эстетический принцип вытесняется коммерческим. ХаракTepHaя черта литературы «массового спроса» - связь со средства­ми массовой информации и компьютеризацией общества.

Детективный жанр. Истоки детективного жанра, в первую оче­редь детективные новеллы американского романтика Эдгара Аллана По (1809-1849) начиная с «Убийства на улице Морг» (1841), и его классические образцы - произведения английских писате­лей Артура Конан Дойла, Герберта Кита Честертона, Агаты Кристи (1891-1976), бельгийца Жоржа Сименона (1903-1989), круп­нейшего представителя разновидности детектива - «полицейско­го романа», и др. - дали модели для бесчисленного количества детективов, наводнивших прилавки книжных магазинов. В лучших образцах детектива можно обнаружить сочетание черт литературы «массового спроса") и «культурного запроса». Но в целом жанр невозможен без жестких схем, своего рода правил игры. В детекти­ве существуют и ожидаются читателем схема ситуаций (обычно загадочное убийство или другая тайна), схема сюжетов (например, расследование убийства, совершенного в закрытой комнате), схе­ма системы образов (в центре - детектив, частный сыщик или полицейский, или просто наблюдательный и проницательный че­ловек, ведущий расследование, и, как правило, его помощник, описывающий оригинальный метод д~тектива), схематичность в применении художественных средств, ретроспективная компози­ция, достаточно простой язык В детективном жанре глубоко раз­работаны способы поддержания читательского интереса, психо­логизм направлен не столько на раскрытие внутреннего мира персонажей, обычно весьма схематичных, сколько на овладение внутренним миром читателя.

Шпионский роман. Вершиной этого популярного жанра стали 12 романов английского писателя Яна Флеминга (1908-1964) о Джеймсе Бонде, агенте 007 английской секретной службы, где два нуля в номёре означают право на убийство в ходе проведения операции «<Живи и дай умереть», 1954; «Из России с любовью», 1957; «Доктор Но», 1958; «Голдфингер», 1959; и др.). В романах Флеминга осознанно насаждаются черты «индустриализацию> ли­тературного производства. Писатель заменяет полнокровный ху­дожественный образ стереотипом. Его герой должен быть сразу узнаваем, поэтому в его описании оставлены две детали - прядь черных волос, спадающих на правую бровь, и шрам на правой щеке, которые подчеркивают элегантность и мужество. Так же сте­реотипизированы образы врагов Джеймса Бонда - руководители междуНародного терроризма и др., а также обязательная в каж­дом романе девушка, сопутствующая герою.

Триллер. Большое место в литературе «массового спроса» зани­мает триллер (от англ. thrill- вызывать трепет) - сенсационный захватывающий боевик с напряженным сюжетом и стремитель­ным развитием действия. Восходя к новеллам Э.А. По, романам английского писателя Уилки Коллинза, жанр в хх в. развивается по нескольким линиям (триллер детективный, фантастический, Мистический и т.д.). Классик жанра, читаемый во всем мире, _ американский писатель Стивен Кинг (р. 1946), который уже в пер­вом романе «Керри> (1974) потряс воображение читателей траги­ческой историей гибели девушки, наделенной паранормальными Способностями. Подобные свойства присущи и персонажам дру_ гих романов Кинга «<Мертвая зона», «Воспламеняющая взглядом», «Сияние» ). Тема детей с необычными способностями, которые приводят их в столкновение с прагматичным обществом, разра­ботана писателем необычайно трогательно. Позже Кинг перешел к  созданию хорроров, где на первый план выходят образы раз­ложения, гниения, смерти. Оказалось, что эта тематика особо притягательна для миллионов потребителей литературной про­дукции.

Фантастика. Развитие фантастического жанра (группы жан­ров) - характерная черта культуры хх в. Фантастика стоит на стыке классической традиции, идущей от Жюля Верна (1828­1905, свыше 65 научно-фантастических романов, в т.ч. «Таинствен­ный остров», 1875) и Герберта Уэллса (1866-1946, романы «Че­ловек-невидимка», 1897; «ВоЙна миров» 1898 и др.), и литерату­ры «массового спроса». К выдающимся достижениям столетия можно отнести роман китайца Лао Шэ (1899-1966) «Записки о Кошачьем городе» (1933), фантастические произведения амери­канских писателей Рея Бредбери (р. 1920), Айзека Азимова (1920­1992), Курта Воннегута (р. 1922). Роман Станислава Лема (р. 1921) «Солярис» (1959-1960) - яркий образец фантастики. Направив своих героев к планете Солярис, представляющей собой один ог­ромныЙ мозг, автор ставит их перед необходимостью разрешать нравственные проблемы, актуальные в реальной жизни.

Популярность фантастики породила эксплуатацию ее класси­ческих моделей 13 массовой КУЛьтуре. Фантастика, в отличие от фэнтези, ориентируется на научное мышление, достижения тех­ники, постижение неизвестных законов Вселенной.

Фэнтези. Всемирное признание получила трехчастная фантасти­ческая эпопея английского филолога, писателя Джона Роналда Руэла Толкиена (1892-1973) «Властелин колец» (1954-1955). В ней со­здан прообраз жанра фэнтези, в котором на Основе моделеЙ фоль­клорной волшебной сказки возникает особый виртуальный (мни­мый, воображаемый) мир со своими законами, отличающимися от реальных законов Вселенной и человеческого общества. Герои таких произведений вынуждены учитывать эти законы, проявляя при этом свои или добрые, или злые качества. Открытия Толкие­на были использованы в «массовой литературе», ,и на книжные прилавки хлынули потоки фэнтези.

Женский роман. Истоки этого жанра можно обнаружить в класси­ческой литературе (романы Джейн Остин, Жермены де Сталь, Жорж Санд; «Джейн Эйр» Шарлотты Бронте, 1847, опубл. 1849). В прославленном романе «Унесенные ветром» (1936) американ­Ской писательницы Маргарет Митчелл (1900-1949), многие годы возглавлявшем списки бестселлеров, любовная история, являю­щаяся основной темой «женских романов» (здесь это любовь Скар­летт О'Хара к добродетельному Эшли и циничному, но смелому и обаятельному Ретту Батлеру), соединяется с монументальными описаниями сцен гражданской войны в США Соединение женс­кого романа и эпического описания Австралии блестяще осуще­ствлено в романе австралийской писательницы Колин Маккалоу «Поющие В терновнике» (1977). Эти своего рода шедевры способ­ствовали необычайной популярности женских романов, выпол­Hяющиx не столько эстетическую, сколько социальную роль.


19.06.2014; 20:15
хиты: 389
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
постмодернистская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь