пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Внутритекстовый художественно-речевой сопоставительный анализ

стихотворение М. Ю. Лермонтова «Утёс»

Интегрированный урок русского языка и литературы в 5 классе

  •  

Утёс

Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана;

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

 

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

  •  

 

СЛОВАРЬ: Утёс – высокая скала

Лазурь – 1. Светло-синий цвет, синева (устар. и высок.) 2. Природная светло-синяя краска

Пустыня – 1. Большое, не заселённое людьми пространство, лишенное растительности или со скудной растительностью 2. Безлюдная, малонаселенная местность

  •  

Находим в стихотворении два ключевых образа: Тучка Утёс

  •  

Придумываем ассоциации к ключевым образам:

С чем ассоциируется тучка?

Молодость, радость бытия тучка лёгкая светлая легкомысленная беззаботная подвижная

 

С чем ассоциируется утёс?

  •  

Старость, одиночество утес темный, тяжелый, плачущий, Страдающий Несчастный

  •  

 

Художественные средства изобразительности и их роль в стихотворении

  •  
 
 

Антитеза (основа всей художественной системы)

туч К а (уменьш.) – утес-великан

умчалась – стоит

весело – одиноко

играя – плачет

Союз «НО» между 1-й и 2-й строфой

  •  

Работаем над словом

Слово лазурь относится к устаревшей лексике и высокому стилю. Какую роль играет оно в предложении? Найдите контекстуальный антоним к данному слову. В чем суть противопоставления этих слов?

  •  
 
 

Лазурь – небо

Пустыня – земля

Контекстуальные антонимы: Лазурь – пустыня 

 

Какой мир – небесный или земной – ближе душе поэта?

  •  
 
 

Эпитеты (делают образы более яркими)

тучка золотая, весело

утес-великан, влажный след, старый, одиноко

  •  
 
 

Олицетворения ( переводят действие в символический план)

Ночевала тучка … на груди утеса

Умчалась… весело играя

…в морщине старого утеса

Одиноко он стоит … плачет

  •  
 
 

Градация [последовательность, постепенность (обычно нарастающая) чего-нибудь] … Одиноко Он стоит, задумался глубоко, И тихонько плачет он в пустыне.

Приём градации усиливает ощущение безысходности

  •  
 
 

Какова же роль средств художественной изобразительности в стихотворении «Утёс»? Придают речи большую выразительность, помогают точнее передать мысли и чувства автора

  •  

Работаем над глаголом:

В какой временной форме употреблены глаголы, характеризующие действия тучки?

А глаголы, характеризующие действия утёса?

К какому выводу можно прийти, сравнивая глаголы обеих строф?

  •  
 
 

Анализируя глаголы, можно сделать следующие выводы:

Глаголы, характеризующие поведение тучки, даны в форме прошедшего времени. Автор стремится убедить нас в том, что тучка здесь уже побывала, а сейчас она где-то далеко…

Глаголы, характеризующие поведение утёса, даны в форме настоящего времени. Такая форма убеждает в неподвижности, постоянности образа жизни утёса.

  •  
 
 

Синтаксические средства выразительности

Найдите приложение (определение, выраженное именем существительным)

утёс- великан

Определите роль приложения в тексте.

Приложения обозначают признак предмета и помогают «нарисовать» образ; придают предложению или тексту в целом лаконичную выразительность.

  •  
 
 

Синтаксический прием переноса во второй строфе ( выделяет особо значимые слова): Но остался влажный след в морщине// Старого утеса. Одиноко// Он стоит…

  •  
 
 

Средства связи предложений

В 1 строфе связь между предложениями бессоюзная

Во 2 строфе – союзная: противительный союз но, соединительный союз и, усиливающий однородность действий утёса

  •  
 
 

Поработаем над рифмой

Рифма –– соразмерность, созвучность (греч. слово). Созвучие окончаний стихов.

Виды рифмы:

1) перекрёстная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и т. д.)

2) опоясывающая/кольцевая (первая строка рифмуется с четвертой, а вторая с третьей)

3) парная/смежная (рифмуются между собой две соседние строчки)

  •  

Женская (с последним безударным слогом)

Молча сижу под окошком темницы;

Синее небо отсюда мне видно:

В небе играют всё вольные птицы;

Глядя на них мне и больно и стыдно. (М. Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь»)

Мужская (с последним ударным слогом)

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном. (А. С. Пушкин. «Узник»)

  •  
 
 

Определим вид рифмы в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Утёс»

Опоясывающая, мужская.

  •  
 
 

Какими частями речи выражены рифмующиеся слова?

В 1-ой части? Во 2-ой части?

  •  
 
 

В 1-ой части рифмуются слова золотая – играя, великана – рано.

во 2-ой части рифмуются слова в морщине – в пустыне, одиноко – глубоко.

 Обратите внимание: в 1 части стихотворения срифмованы различные части речи,

а во 2 части - одни и те же. (Напоминаем: такая рифма называется грамматической)

 

Как бы вы объяснили такое различие в подаче рифмующихся частей речи, учитывая содержание текста?

  •  
 
 

ТУЧКА Лёгкая. Находящаяся в постоянном движении. Весёлая, игривая. Не одинаковая, всегда разная .

УТЁС Одинаково угрюмый в любое время. В его жизни нет никаких перемен. Его жизнь словно застыла.

  •  
 
 

Фонетический орнамент стихотворения

ач’ивала туч’ка залатаj’а

на груд’и ут’оса в’ил’икана]

 

Аллитерация - повторение определенных согласных звуков.

Помогает изобразить картину, передать чувство, выделить наиболее значимые слова.

Ассонанс – повторение определенных гласных звуков.

Служит для большей выразительности.

Звук [а] ассоциируется с широтой, свободой, волей, которыми дорожит тучка.

  •  
 
 

Звуковой фон очень значим в стихах

Сравним конечные звуки 1 и 2 строф:

 

Ночевала тучка золота[j´а]

На груди утеса-великан[а];

Утром в путь она умчалась ран[а]

По лазури весело игра[j´а];

 

Но остался влажный след в морщин[ь]

Старого утеса. Одинок[ъ]

он стоит. Задумался глубок[ъ],

И тихонько плачет он в пустын[ь].

 

[а] > простор, свобода, воля, жизнь, т. е. всё, к чему стремится тучка

Ущемлённые, редуцированные гласные звуки, затрудняющие выдох воздуха наружу. – Утёс замкнут в пустыне

  •  
 
 

Вывод:

в создании образа «активно участвуют»: лексические, синтаксические, морфологические и фонетические средства

  •  
 
 

Цветовая гамма стихотворения

Цветовой фон 1 части

Золотая (что-то светлое, сияющее, радующее глаз)  

Лазурь (светло-синий небесный простор)

Цветовой фон 2 части - ?

Влажный след в пустыне

  •  
 
 

О чем же это стихотворение? (интерпретация)

Об одиночестве. О весне и осени человеческой жизни. А может быть, о свободе и ее пределах?

  •  
 
 

Домашнее задание: Используя метод сопоставления, написать небольшое сочинение на тему «Ключевые образы в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Утёс»

 


09.06.2014; 02:39
хиты: 183
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
среднее образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь