пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Внеклассная и внешкольная работа в связи с изучением литературы, её основные формы в современной школе. Приведите в пример разработку по внеклассной работе.

 

Внеклассная работа по литературе расширяет кругозор учащихся, повышает их общий культурный уровень, вырабатывает художественный вкус.

Школьников привлекают разнообразные формы этой работы, у них появляется возможность удовлетворить свои интересы, проявить способности, а иногда и дарования, глубже познакомиться с произведениями художественной литературы, искусства [13;3].

Внеклассная работа создает широкие возможности для проявления и развития литературно-художественных склонностей и способностей ученика. Это, в свою очередь, обеспечивает большой интерес учащихся к классным занятиям, в процессе которых могут реализоваться приобретённые во внеклассной работе умения, знания и навыки [15;36].

Внеклассная работа заставляет учителя постоянно находиться в поиске и помогает установить тесные и живые контакты со школьниками, а это положительно сказывается на всем учебном процессе [17;259].

В урочной и внеклассной работе совпадают не только общие цели литературного образования в школе (воспитание нравственных качеств учащихся, расширение и углубление их читательского диапазона, развитие эстетического вкуса, активизация творческих способностей), но и методы изучения литературных текстов. Н. И. Кудряшев в одной из своих работ, рассмотрев методы обучения в системе классных занятий, замечал: «…нет принципиальной разницы в методах при других формах обучения. На факультативных и внеклассных занятиях большее место занимают те методические приемы, которые требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы и искусства». Так что та часть внеклассных занятий, на которой разбираются тексты художественных произведений, не может не напоминать урок [3;4].

И все же многие виды внеклассных занятий, разнообразные формы учительской и ученической деятельности на этих занятиях отличаются от работы на уроке.

Посещение уроков обязательно для учащихся — участие в школьном литературном кружке, клубе, литературном вечере носит добровольный характер. Если на уроках учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассных занятиях перед педагогом стоит иная задача — углублять уже возникший интерес ребят.

На внеклассных уроках учитель имеет возможность предложить учащимся проблемы, способные заинтересовать учащихся, в процессе решения которых больше проявляется их активность, ярче выявляется личность.

На уроке учитель должен строго придерживаться школьной программы и не перегружать учеников излишней информацией, для внеклассных занятий большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство ребят с разнообразным кругом новых для них произведений.

Внеклассные занятия отличаются жаркими дискуссиями в ходе бесед-разборов поэтических текстов, приподнятостью настроения и внутренней раскованностью учеников: ребята встречаются не в привычных стенах своего класса, а в уютной почти домашней обстановке. Ребята читают стихи, анализируют, спорят, работают ради самоутверждения, ради — такова уж психологическая способность подростка — одобрения учителя и товарищей [3;4].

Внеклассная работа позволяет юным читателям общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом эстетических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений — читательских, музейных, театральных, музыкальных, от встреч с интересными собеседниками. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеклассная работа импонирует ученику добровольного участия, свободой индивидуального выбора литературного материала, форм общения с искусством, способов творческого самовыражения — возможностью делать то, что хочешь и можешь: пробовать себя в роли актера, художника, экскурсовода и т. п. Это, по словам Б. М. Неменского, «зона свободного поиска». Здесь не последнюю роль играет установка на скорую реализацию личностно значимого замысла, на «конечный результат» — будь то спектакль, литературный турнир, краеведческая экспедиция. Наконец, во внеклассной работе более откровенно само общение, разноплановое, полифункциональное (межличностное, познавательное, художественное, творческое), взаимоотношения же учителя и учащихся отличает открытость и неформальность, атмосфера подлинного сотворчества [17;257].

1.3 Классификация видов внеклассной деятельности.

Попытаемся выделить в ней относительно самостоятельные направления.

Авторы учебника «Методика преподавания литературы» 1995 г. (Богданова О. Ю., Маранцман В. Ф., Чертов Н. П., Терентьева. Н. П., Демидова Н. А.) предлагают условно выделить 3 самостоятельные направления:

- литературное краеведение,

- литературное творчество,

- художественно-исполнительная деятельность.

(см. приложение, схема 1)

Занятия литературным краеведением обращены к изучению литературной жизни родного края, знакомству ребят с образом своей «малой родины» в произведениях художников слова. Это экскурсии, походы, экспедиции, создание школьных музеев. Познавательная, поисковая, популяризаторская краеведческая деятельность естественным образом смыкается в наши дни с культурно-охранной: просто восхищаться прошлым недостаточно, надо помогать его беречь. Литературное краеведение оживляет опыт прошлых поколений в непосредственной, конкретной, наглядной форме.

Общение с литературой неизбежно сопряжено с литературным творчеством юных читателей, попыткой выразить себя в слове. Чуткость к слову, владение литературными жанрами делают по-настоящему творческим процесс чтения. Кружки, студии становятся школой освоения литературных жанров, овладения журналистикой, искусством перевода, а рукописные газеты, альманахи, стенгазеты — собранием первых авторских публикаций.

Потенциал художественно-исполнительной деятельности школьников реализуется в кружках выразительного чтения, школьных театрах, создающих условия для самовыражения через звучащее слово, драматическую интерпретацию.

Как правило, названные направления во внеурочной работе связаны, с одной стороны, с региональной спецификой литературно-краеведческого материала, традициями школы, неутомимым поиском поколений учителей и учащихся; с другой стороны, источником внеурочной работы литературно-творческого, художественно-исполнительного характера становятся ярко выраженная одаренность или творческие пристрастия педагога — поэта, заядлого театрала, мастера художественного слова.

 

Авторы пособия, «Методика преподавания литературы» 1985г. (Брандесов В. Ф., Зверс Т. В., Кудряшев Н. И., Маранцман В. Г и др.) при систематизации форм внеклассной деятельности используют понятие периодичности. Среди многообразия форм внеклассной деятельности они выделяют две основные группы: формы периодические (литературные праздники) и постоянные (литературные объединения). Особое место занимает краеведение (см. приложение, схема 2).

Вечера, встречи, смотры, конкурсы, олимпиады, концерты, карнавалы — все это праздники, всем им должна быть свойственна атмосфера душевного подъема и радости.

На праздниках работают секции литературоведческие, искусствоведческие, литературно-творческие, устраиваются конкурсы и выставки работ исследовательского и художественного характера.

В городах и областях традиционно проводятся местные литературные олимпиады — чаще всего в форме конкурса сочинений, но бывают и конкурсы по выразительному чтению, инсценированию, иллюстрированию литературных произведений, конкурсы стихов, песен, рассказов, сказок, созданных школьниками.

Иногда класс, творческий коллектив — школьный клуб, театр, кружок, литературное объединение тоже устанавливают свою традицию: отмечают дни рождения любимых писателей, писателей-земляков, даты создания великих книг и т. д.

Постоянные формы внеклассной работы по литературе — это различные творческие объединения школьников по интересам и склонностям.

Наиболее распространенные объединения — кружок и клуб. Кружок, как правило, охватывает небольшую группу школьников, близких по возрасту. Но встречаются и кружки крупные, разновозрастные, многопрофильные.

Тематика работы кружков чрезвычайно широка. Их программы публикуются в специальных сборниках. Но чаще руководитель создает их сам, учитывая рекомендации, накопленный опыт.

Программа кружка обычно широкая: чтение доступных для возраста книг писателя; знакомство с литературой биографического жанра, с воспоминаниями о писателе, с его эпистолярным наследство, с иллюстрациями к его произведению; посещение памятных мест, связанных с его жизнью и творчеством, установление связи с музеями; проведение вечеров, праздников, создание выставок, школьных музеев.

Клуб — более сложная организация, чем кружок. Клуб объемнее, масштабнее кружка. Он может объединять до 150 — 160 учащихся разных классов и параллелей. Свободное общение в разновозрастном коллективе взаимно обогащает членов клуба. Клуб синтетичен по своей природе и потому может ответить на разнообразные духовные запросы школьников. Здесь спорят о новых фильмах, встречаются с писателями, ученики пробуют себя в роли актеров, исследователей, сценаристов.

Структура клуба подвижна. Она основана на развитии самой широкой самодеятельности учащихся. Школьники обычно сами дают клубу название, выбирают его устав.

Особая форма работы клуба — школьный театр. Руководители таких театров — обычно учителя, любящие сценическое искусство, но в большинстве случаев не имеющие театрального образования. Хорошие школьные театры всегда работают, как студии, где обучают некоторым началам сценического искусства.

Литературное краеведение занимает особое место в системе внеклассной работы как форма активного, действенного познания Родины, ее истории, культуры.

Краеведение ведется в двух направлениях: открытие того, чем богат, чем знаменит родной город, село, край, и выход за пределы области для знакомства с культурными центрами или памятными в жизни писателя местами.

Длительная работа по литературному краеведению, накопление, систематизация материала, исследования, встречи вовлекают ряд поколений учащихся в дело творческое и нужное, из которого вытекает потомшкольный музей [16;352-358].

Как же в разнообразии видов и форм внеклассной деятельности обнаружить внутреннее единство? Как выстроить систему, которая стимулировала бы интерес учащихся к литературе, делая его неугасающим?

Сложившееся в социологии искусства и педагогике положение о том, что художественные интересы личности реализуются в трех видах деятельности (знакомство с художественными произведениями или «потребление искусства»; приобретение знаний о нем; собственное художественное творчество), помогает упорядочить представление о структуре внеклассной работы при освоении мира писателя. Причем оптимальным признается «комплекс трех ориентаций» (Фохт-Бабушкин Ю. У. Об эффективности художественного воспитания//Искусство и школа. М., 1981. — С. 17-32). Между тем в реальной школьной практике внеклассная работа нередко сводится к эпизодическим массовым «мероприятиям» юбилейного характера, к просмотру экранизаций, т. е. наблюдается разнонапрвленнось элементов эстетической активности, неоправданная диспропорциональность отдельных видов и форм внеклассной работы, понятие же «система» употребляется в его обыденном смысле — для обозначения периодичности в работе.

Заботясь о том, чтобы в художественном опыте детей гармонически были представлен и впечатления от непосредственного впечатления встреч с произведениями искусства, и обогащение запаса искусствоведческих знаний, и их собственное творчество, важно помнить о возрастной динамике в проявлении отношения школьников к различным видам художественной деятельности. В 30-е гг. Л. С. Выготским была высказана гипотеза: «Каждому периоду детства свойственна своя форма творчества» (Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. — М., 1967. — С. 8). Определенный вид художественной деятельности на данном возрастном этапе оказывается ведущим, наиболее полно выражающим тенденцию возраста, но сосуществующим с другими видами деятельности и предполагающим их иерархию. «Процесс этот объективен. Тот вид художественной деятельности, который наиболее близок ребенку данного возраста, можно назвать актуальным. Про другие виды художественной деятельности можно сказать, что они не достигли времени возрастной актуальности или, наоборот, уже перешагнули его черту» (Юсов Б. П. К проблеме взаимосвязи искусств в детском художественном развитии: О периодах возрастной актуальности занятий различными видами искусства // Теория эстетического воспитания. — Вып. 3. — М, 1975. — С.46), — резюмирует Б. П.Юсов.

В условиях педагогически организованной внеучебной деятельности различные виды внеклассной деятельности реализуются в определенных формах.

Младших подростков особенно привлекает игра. В силу своего возраста эти ученики еще не отвыкли познавать мир через игру. Пятиклассники отдают предпочтение сюжетно-ролевым играм (драматизациям, инсценировкам литературных произведений), играм-фантазиям. Постепенно усваивающаяся познавательная активность подростков проявляется в том, что в VI классе становится очевидным интерес ребят к разнообразным познавательным играм, включающим ролевое начало (например, воображаемые путешествия, предполагающие роль экскурсовода). К VII классу спектр форм художественной деятельности значительно расширяется (обсуждение книг, кинофильмов, выставок конференций, альманахи, турниры знатоков и т. д.).

Рассмотренная нами система внеурочной работы потенциально вариативна. Знание закономерностей смены видов деятельности, подсказанной возрастной эволюцией школьников, отнюдь не сковывает инициативу учителя, напротив пробуждает его искать вариации конкретных методических решений с учетом особенностей литературного развития класса, своеобразия творческой индивидуальности писателя (17;260-262).

 

2.2 Конспект внеклассного занятия по литературе для 5-6 классов — литературная игра, с методическими комментариями.

ТЕМА: Вехи творчества и биографии М. Ю. Лермонтова

ЦЕЛЬ: Закрепить знания о Лермонтове полученные на уроках литературы.

ЗАДАЧИ:

1)  Образовательная: Закрепить знания полученные на уроках литературы, создать «установку» на чтение.

2) Развивающая: Сформировать установку на личностное (не шаблонное) понимание лирики поэта; сформировать навыки работать в группе.

3) Воспитательная: Сформировать познавательную активность, СРЕДСТВА: Портреты Лермонтова, его семьи, выставка детских рисунков-иллюстраций к произведению Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», костюмы детей, два листа ватмана и цветные маркеры, распечатанные тексты стихотворений, предназначенные для иллюстраций, «медали знатоков» — картонные кружочки на ленточке с портретом Лермонтова.

ТСО: Магнитофон.

Игровая форма занятия используется для того, чтобы заинтересовать школьников, то есть дать мотив для дальнейшего успешного изучения лирики, как данного поэта, так и других. Обращение к интерпретациям стихов Лермонтова другими видами искусства (живопись, театр, музыка) привнесет новые краски в представление ребят о поэте, его эпохе, о поэзии как искусстве; с другой стороны, поможет формировать у ребят внутреннюю установку на создание собственных интерпретаций, выражение личностного понимания лирики.

Данное мероприятия является одним из цикла ему подобных.

Литературная игра проходит в помещении, где могут разместиться школьники, участвующие в игре и их родители (зрители). На стенах висят портреты Лермонтова, его семьи и т. п. На одной стене располагается выставка детских рисунков-иллюстраций к произведению Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

ХОД УРОКА

Литературная игра

Ведущий (учитель) приветствует собравшихся и объявляет тему литературной игры.

Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости и участники нашей сегодняшней игры, посвященной творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова! В течении … уроков мы изучали творчество и основные вехи биографии этого знаменитого поэта, учили его стихи. А сегодня мы собрались в этом зале для того, чтобы немного поиграть, показать, чему научились за это время и проявить наши таланты. Итак, мы начинаем игру.

Сегодня у нас присутствуют две команды. Первая команда, назовите себя (дети отвечают). Вторая команда, назовите себя (дети отвечают). За каждое выполненное задание команда будет получать очки. Команда, набравшая большее количество очков, получит приз. Призываю вас быть активными, потому что за каждый правильный ответ или хорошо выполненное задание ответившие получают «Медаль знатока» Самому активному участнику игры, который заработает большее количество «медалей», будет вручен приз «Знатока - лермонтоведа».

I ТУР

Визитка — инсценировка стихотворения

Ведущий: Уважаемые зрители, каждой команде в качестве домашнего задания было предложено инсценировать какое-либо стихотворение Лермонтова. Давайте посмотрим, что придумали наши участники. Просим артистов 1-й (название) команды на сцену. (Первая команда выступает, вторая готовится, потом выступает вторая команда)

Подготовка к данной части мероприятия была проведена заранее. Дети сами выбрали стихи, придумали сценарий, распределили роли и придумали наряды. Игра-драматизация позволяет детям активизировать свои творческие способности. Подобные конкурсы дают широкие возможности «пробы себя» каждому участнику: и тому, кто рисует, и тому, кто хорошо фантазирует, и актерам, и тем, кто может проявить свои организаторские способности, и, даже, тем, кто неравнодушен к нарядам. «Более всего пятиклассников увлекает зрелищность театрального действа» [17;256].

Проведение данного конкурса вначале игры позволит ребятам погрузиться в атмосферу лермонтовской эпохи, разбудит их воображение, поднимет настроение и настроит на активное участие в состязании.

Максимальное количество очков за это задание — 5. Рекомендуем поставить командам равное количество очков, т. к. наверняка обе команды очень старались при подготовке этого конкурса. Самый лучший «актер» получает «Медаль знатока».

Ведущий: Поблагодарим наших уважаемых актеров за их выступление (все аплодируют).

II ТУР

Викторина на знание биографии поэта

Ведущий: Итак, артисты представили нам стихотворения М. Ю. Лермонтова, а сейчас мы посмотрим, что знают они об этом писателе. Я буду задавать вопросы, а команды по очереди будут отвечать на них. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не отвечает, то право ответа предоставляется другой команде.

10 вопросов:

1)Какие поэты повлияли на формирование Лермонтова-поэта?

(Державин, Жуковский, Рылеев, Пушкин)

2) Как называется родовое имение, в котором Лермонтов провел свое детство?

(Тарханы)

3) В каком учебном заведении в Москве учился Лермонтов?

(Московский благородный пансион при университете).

4) О каком городе пишет Лермонтов?

Увы, как скучен этот город,

С своим туманом и водой

Доволен каждый сам собою

Не беспокоясь о других,

И что у нас зовут душою,

То без названия у них.

(Петербург)

5) Что читал Лермонтов в юности, с чего началось его знакомство с миром поэзии?

(Вольтер, Пушкин, Байрон, Жуковский, Батюшков)

6) По какой причине Лермонтов попадает на Кавказ?

7) С какой великой личностью познакомился Лермонтов, будучи на водах в Пятигорске?

(Белинский)

8) В каком знаменитом журнале того времени печатал поэт свои стихи?

(Отечественные записки)

9) Как звали родителей поэта?

(Юрий Петрович и Мария Михайловна)

10) Кто заботился о Лермонтове в годы его юности? Назовите имя этого человека.

( Его бабушка, Арсеньева Е. А.)

Вопросов викторины может быть больше, по усмотрению учителя.

«Познавательные игры, особенно притягательные для шестиклассников, позволяют активно обогащать контекст художественной информации, делающий конкретным и вместе с тем объемным представление ребят о мире писателя. Вопросы викторины активируют самостоятельное освоение биографии писателя и размышление о даре поэта» [17;257].

Максимальное количество очков за каждый ответ на вопрос — 1 балл. Если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде-сопернице. Если последняя отвечает на этот вопрос, то получает балл и право на следующий вопрос. Если не отвечает на вопрос другой команды, то отвечает только на свой вопрос. Кроме этого, за каждый правильный ответ отвечающий получает «Медаль знатока».

III ТУР

Иллюстрация стихотворений

Ведущий: Наверное, каждый из вас, когда читает стихотворение, рисует в своем воображении картину, где есть лирический герой и мир окружающий его. А сейчас мы попросим вас, уважаемые команды, подключить свою фантазию и нарисовать эту картину на бумаге.

Каждой команде выдается ватман и цветные маркеры. Учитель читает стихотворение. Потом командам раздают текст этого стихотворения. Звучит музыка, ребята рисуют. На задание дается 10 минут.

Обращение к интерпретации лирики живописью позволит сформировать у учеников внутреннюю установку на создание собственных интерпретаций, выражение личностного понимания стихотворения.

Максимальное количество очков за это задание — 5. Самый лучший художник в команде получает «Медаль знатока».

IV ТУР

Конкурс чтецов

Когда поэт пишет стихотворение, он вкладывает в него не только смысл, но и свою душу. Поэтому и читать стихи нужно «с душой», чтобы понять тот глубинный смысл, который автор заложил в это стихотворение. «Н. В. Гоголь справедливо писал об особой ответственности чтения лирики: «Прочесть, как следует произведение лирическое — вовсе не безделица: нужно разделить искренно с поэтом высокое ощущение, наполнявшее его душу; нужно душою и сердцем почувствовать всякое слово его» [17;28]. Давайте сейчас и мы попробуем прочитать стихи Лермонтова так, чтобы «почувствовать их сердцем».

От каждой команды выходят по два человека, желающие прочесть стихи. Учитель раздает стихи.

Данное задание формирует навыки выразительного чтения. При этом появляется «впечатление монолога, родившегося «сегодня, здесь и сейчас» И только эта непосредственность способна разбудить чувства учеников [17;28].

Максимальное количество очков за прочтение одного стихотворения.— 3. Самый лучший чтец получает «Медаль знатока».

V ТУР

Кроссворд

Многие писатели в своем творчестве касаются темы поэта и поэзии. К числу таких поэтов относится и М. Ю. Лермонтов. Сейчас мы с вами разгадаем кроссворд и узнаем, кем для него является поэт.

 

п

а

р

у

с

 

 

т

а

р

х

а

н

ы

 

 

   

р

о

м

а

н

т

и

з

м

л

е

р

м

а

           

б

а

й

р

о

н

 

       

 

п

у

ш

к

и

н

 

     

1)  Из какого стихотворения эти строки?

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнется и скрипит…

Увы, он счастия не ищет,

И не от счастия бежит!

2)  Название места, где Лермонтов провел свое детство.

3)  К какому литературному направлению относится ранняя лирика Лермонтова?

4)  Назовите Фамилию испанского графа, от которого происходили предки М. Ю. Лермонтова

5)  Имя английского поэта, которым увлекался Лермонтов в юности.

6)  Кому посвящено стихотворение «Смерть поэта»?

Команды отвечают по очереди. Максимальное количество очков за каждый ответ на вопрос — 1 балл. Если команда не отвечает, право ответа предоставляется команде-сопернице. Если последняя отвечает на этот вопрос, то получает балл и право на следующий вопрос. Если не отвечает на вопрос другой команды, то отвечает только на свой вопрос. Кроме этого, за каждый правильный ответ отвечающий получает «Медаль знатока».

VI ТУР

Конкурс на знание поэтических текстов

Ведущий: Наша игра подходит к завершению. Вы теперь настоящие лермонтоведы. И как настоящие специалисты вы конечно сразу же отгадаете стихотворение по первым его строчкам. Сейчас я зачитаю 6 четверостиший из разных произведений. Какая команда догадается быстрее, из какого стихотворения эти строки, та и получает балл.

Предполагается, что стихотворения, которые отгадывают дети, были пройдены на уроке или включены в программу внеклассного чтения.

За каждый правильный ответ команда получает 1 балл, а отвечающий «Медаль знатока».

Награждение победителей

Ведущий: Вот и закончилась наша игра. Приступаем к самой приятной ее части — награждению победителей (дети награждаются призами, проигравшая команда награждается «за участие»).

А сейчас, уважаемые родители, приглашаем вас посетить нашу выставку. (Родители идут смотреть выставку детских рисунков)

 

 

 

 

 

 

Схема 1

Классификация видов внеклассной деятельности

 

 

Литературное творчество

 

 

Литературное краеведение

 

Художественная исполнительная деятельность

 

   

- кружки

- экскурсии - студии - театр

- походы - альманахи - кружок

- экспедиции - рукописные выразительного

- музеи журналы чтения

- стенгазеты

 

 

Схема 2

Классификация видов внеклассной деятельности

(по принципу периодичности)

 

Литературное краеведение

 

 

 

 

Периодические формы

(праздники)

 

Постоянные

формы

 

 

- экскурсии

- вечера - кружок

- смотры - клуб

- конкурсы - музей

- олимпиады

- концерты

- карнавалы

 


09.06.2014; 02:37
хиты: 232
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
среднее образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь