пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Финал комедии «Горе от ума»

 

Анализ 4 действия

 

Форма урока: урок-театр.

 

Цель: выявить степень прочтения произведения, обучение анализу монологов и диалогов;

Воспитание зрительской культуры, формирование умения осмысливать увиденное и услышанное;

Приобщение к театральной деятельности, выработка умения играть на импровизированной сцене.

 

 

Оборудование: театральные программки, проектор, презентация к уроку, фрагмент последнего монолога Чацкого в исполнении актёра Олега Меньщикова, театральные атрибуты: шторы, звонок.

 

Ход урока.

 

1.(Урок начинается до звонка, до начала (формального) акта. Перед входом в класс –“афиша”, извещающая о постановке спектакля. У входа в класс - ученик, раздающий театральные программки.)

2. После третьего звонка все рассаживаются. Слово учителя, целеполагание. Выбор жюри.

3. 1 акт урока Тест –игра на знание текста комедии. (Презентация):

Слайд 2: Домашнее задание : Команда «Зрители». Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает традиционными классицистическими чертами.

Примерный ответ учащегося: классицизм – ведущее направление 18 века. Комедия Грибоедова создавалась в начале 19 века, в ней не могли не отразиться  следующие черты классицизма: единства времени, места – строго соблюдены. Единство действия – соблюдается частично, ,так как здесь два конфликта и две сюжетные линии.

Постоянство характеров.

 Долг выше чувства .  В комедии «Горе от ума» важную роль играет любовный конфликт, который перерастает в социально-политический. 

Все герои четко разделены на положительных и отрицательных.

Обязателен хороший конец, то есть победа положительных героев и добродетели над отрицательными героями

Жанр произведения строго определял его содержание. Комедия должна была быть либо юмористической, фарсовой, либо носить сатирический характер.

 

Команда «Актеры». Выступите с речью — доказательством того, что комедия «Горе от ума» обладает чертами реализма.

Примерный ответ учащегося: В классицистических произведениях любовной паре господ соответствовала пара слуг, их пародирующая. В «Горе от ума» сама хозяйская дочь влюблена в «слугу» (Молчалина). Таким образом, Грибоедов хотел показать реально существующий тип людей в лице Молчалина.

Любовный конфликт перерастает в социально-политический.

Каждый из героев не так уж плох.

Например, в образе Фамусова (главного антипода Чацкого в общественном конфликте) вырисовываются вполне понятные положительные человеческие черты: он любит дочь, желает ей добра (в своем понимании), а Чацкий для него - родной человек (после смерти отца Чацкого Фамусов стал его опекуном я воспитателем), в начале комедии. Фамусов дает Чацкому вполне дельные советы.

Образ же положительного героя, прогрессиста Чацкого, отмечен некоторыми отрицательными чертами: вспыльчивостью, чрезмерной раздражительностью, даже злобой. («Не человек - змея» - это оценка Чацкого бывшей возлюбленной Софьей). Такой подход к главным героям свидетельствует о появлении новых, реалистических тенденций в русской литературе.

Использование внесценических персонажей - также новаторский прием. Эти герои помогают осмыслить происходящее в доме Фамусова более широко, в масштабах всей страны; они как бы расширяют, раздвигают рамки повествования.

Все произведение сочетает в себе юмор и сатиру.

 

Вывод учителя.

 

Итак, Грибоедов хотел высмеять пороки современного ему общества в комедии, построенной в соответствии с канонами классицизма. Но, чтобы более полно отразить реальную ситуацию, ему пришлось отступить от канонов классицистической комедии. В итоге, мы можем сказать, что в комедии «Горе от ума» сквозь классицистическую форму произведения, построенного по принципам «века минувшего», проглядывают черты нового литературного направления, реализма, открывающего для писателя новые возможности изображения реальной жизни.

Слайд3: Конкурс капитанов. Вспомните один из афоризмов комедии «Горе от ума» и постройте на его основе высказывание о современной жизни.

 

Примерные ответы учащихся.

  

Капитан команды «Зрители»: в комедии много афоризмов и крылатых выражений. Например, во втором действии Фамусов читает монолог «Петрушка, вечно ты с обновкой». В нем есть выражение, которое мы слышали не раз на уроках литературы «Читай не так как пономарь, а с чувством, толком, расстановкой». Т.е. читать необходимо выразительно, соблюдая знаки препинания, интонацию.

Капитан команды «Актёры»:И.А.Гончаров отмечал , что в языке комедии Грибоедова отразился острый, едкий и живой ум писателя, который рассыпается злобным смехом. Так в финале комедии звучит фраза Фамусова «что будет говорить княгиня Марья Алексеевна». Эти слова стали крылатыми. Мы употребляем эту фразу, когда боимся распространения какого - либо слуха о тех или иных наших поступках, событиях.

Далее с 4 по 15 слайд тест-игра, за правильный ответ раздаются жетоны, на которых указаны баллы.

 

4. Антракт (пауза, где можно встать, потянуться, пройти по классу; в это время исполняющие роли переодеваются и готовятся к выступлению).

 

5. 2 акт урока. Сцена из 4 действия Явл. 11,12 Лиза, Молчалин, Софья, в конце Чацкий.

Лиза – Алина, Софья – Настя, Молчалин – Ермек, Чацкий – Саша Сосновских.

 

ЯВЛЕНИЕ 11

 

Ч а ц к и й  спрятан, Л и з а  со свечкой.

 

 

Л и з а

 
Ах! мочи нет! робею:
В пустые сени! в ночь! боишься домовых,
И Чацкий, как бельмо в глазу;

Вишь, показался ей он где-то здесь, внизу

 

(Стучится к Молчалину.)

Послушайте-с. Извольте-ка проснуться.
Вас кличет барышня, вас барышня зовет.
Да поскорей, чтоб не застали.

 

ЯВЛЕНИЕ 12

 

Ч а ц к и й  за колонною, Л и з а, М о л ч а л и н (потягивается и
зевает). С о ф и я (крадется сверху).

 

Л и з а

 
Вы, сударь, камень, сударь, лед.

 
      М о л ч а л и н

 
Ах! Лизанька, ты от себя ли?

 
      Л и з а

 
От барышни-с.

 
      М о л ч а л и н

 
              Кто б отгадал,
Что в этих щечках, в этих жилках
Любви еще румянец не играл!
Охота быть тебе лишь только на посылках?

 
      Л и з а

 
А вам, искателям невест,
Не нежиться и не зевать бы;
Пригож и мил, кто не доест
И не доспит до свадьбы.

 
      М о л ч а л и н

 
Какая свадьба? с кем?
Л и з а

 
                     А с барышней?

 
      М о л ч а л и н

 
                                   Поди,
Надежды много впереди,
Без свадьбы время проволочим.

 
      Л и з а

 
Что вы, сударь! да мы кого ж
Себе в мужья другого прочим?

 
      М о л ч а л и н

 
Не знаю. А меня так разбирает дрожь,
И при одной я мысли трушу,
Что Павел Афанасьич раз
Когда-нибудь поймает нас,
Разгонит, проклянёт!.. Да что? открыть ли душу?
Я в Софье Павловне не вижу ничего
Завидного. Дай бог ей век прожить богато,
Любила Чацкого когда-то,
Меня разлюбит, как его.
Мой ангельчик, желал бы вполовину
К ней то же чувствовать, что чувствую к тебе;
Да нет, как ни твержу себе,
Готовлюсь нежным быть, а свижусь - и простыну.

 
      С о ф и я (в сторону)

 
Какие низости!

 
      Ч а ц к и й (за колонною)

 
              Подлец!

 
Л и з а

 
И вам не совестно?

 
      М о л ч а л и н

 
                   Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятья -
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

 
      Л и з а

 
Сказать, сударь, у вас огромная опека!

 
      М о л ч а л и н

 
И вот любовника я принимаю вид
В угодность дочери такого человека...

 
      Л и з а

 
Который кормит и поит,
А иногда и чином подарит?
Пойдемте же, довольно толковали.

 
      М о л ч а л и н

 
Пойдем любовь делить плачевной нашей крали.
Дай обниму тебя от сердца полноты.

(Лиза не дается.)

Зачем она не ты!

(Хочет идти, София не пускает.)

      С о ф и я (почти шепотом,
         вся сцена вполголоса)

 
Нейдите далее, наслушалась я много,
Ужасный человек! себя я, стен стыжусь.

 
      М о л ч а л и н

 
Как! Софья Павловна...

 
      С о ф и я

 
                      Ни слова, ради бога,
Молчите, я на всё решусь.
М о л ч а л и н (бросается на колена,
          София отталкивает его)

 
Ах, вспомните, не гневайтеся, взгляньте!..

 
      С о ф и я

 
Не помню ничего, не докучайте мне.
Воспоминания! как острый нож оне.

 
      М о л ч а л и н (ползает у ног ее)

 
Помилуйте...

 
      С о ф и я

 
            Не подличайте, встаньте,
Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,
Солжете...

 
      М о л ч а л и н

 
           Сделайте мне милость...

 
      С о ф и я

 
                                   Нет. Нет. Нет.

 
      М о л ч а л и н

 
Шутил, и не сказал я ничего, окроме...

 
      С о ф и я

 
Отстаньте, говорю, сейчас,
Я криком разбужу всех в доме,
И погублю себя и вас.
М о л ч а л и н

 
Как вы прикажете.

 
      С о ф и я

 
                 Иначе расскажу
Всю правду батюшке с досады.
Сама довольна тем, что ночью всё узнала,
Нет укоряющих свидетелей в глазах,
Как давиче, когда я в обморок упала,
Здесь Чацкий был...

 
      Ч а ц к и й (бросается между ими)

 
                       Он здесь, притворщица!

 
      Л и з а  и  С о ф  и я

 
                                             Ах! Ах! ..

Лиза свечку роняет с испугу; Молчалин скрывается к себе
в комнату.

6. Анализ сцены . Рефлексия. СЛАЙД 16

  В чём комизм и трагизм этой сцены?

  • В чём здесь Грибоедов отходит от канонов классицизма?
  • Какие качества в этой сцене обнаруживает Молчалин?
  • Почему Молчалин не любит Софью?
  • Какие заветы он получил от отца?
  • Какие качества в этой сцене проявляет Софья?
  • Как вы понимаете фразу Чацкого «Молчалины блаженствую на свете?»
  • Понравилось ли вам исполнение ребят? Чье особенно?

 

 

  1. 6. Видеофрагмент: последний монолог Чацкого в исполнении актёра Олега Менщикова. Интернет –ресурсы: Перова.Ru «Материалы по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» «Последний монолог Чацкого».

 

 
7. Анализ монолога.Рефлексия. Слайд 17
  • Что в этой сцене узнаёт  Чацкий?
  • . На что у него открываются глаза?
  • Справедливо ли он обвиняет Софью?
  • Чем он возмущён, каким качеством Софьи?
  • Как вы думаете, простит ли Софья Молчалина?
  • В чём «мильон терзаний» Чацкого?
  • Каков пафос (чувство) его монолога?
  • Понравилось ли вам исполнение актера Олега  Менщикова?

 

Слово учителя:

 

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с “московскими” невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.
Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих “чудаком” , “странным человеком” , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к “свободной жизни” , “к занятиям наукой и искусством” и требует “службы делу, а не лицам” . Трагедия Чацкого – это трагедия “ума, алчущего познаний” . Комедия даёт Чацкому только “мильон терзаний” . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.
Карету мне, карету!»

9. Итоги урока. Слово жюри.

Выставление оценок за тест и  актёрскую игру.

 

Дом.задание: (Слайд 18) прочитать критическую статью И.А.Гончарова «Мильон терзаний», законспектировать:

 

Вопросы

Цитаты

1. О конфликте комедии

 

2. О Чацком

 

3. О Софье

 

4. О Молчалине

 

5. О новаторстве комедии

 

6. О языке комедии

 


09.06.2014; 02:34
хиты: 212
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
среднее образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь