пользователей: 21204
предметов: 10449
вопросов: 177330
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

План изучения обзорной темы

Поэзия начала ХХ века

1 урок - вступление.

Обзор исторической обстановки рубежа веков. Мировые достижения в области науки и культуры, общественные события в России. Поиски путей обновления искусства. Идея «преображенной» свободной личности; прозрение; проблема индивидуализма как выражение свободы выбора и творчества. Литература русского зарубежья и литература, создававшаяся на родине.

2 урок.

Символизм, акмеизм и футуризм. Символизм: зарождение, идеи. Понятие символа. Представители в мировой литературе (Поль Верлен, Артюр Рембо). Старшие символисты (К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Ф. К. Сологуб) и младосимволисты ( А. Белый, А. Блок, В. Иванов).

Тексты: К. Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Воспоминание о вечере в Амстердаме»; В. Я. Брюсов «Юному поэту», «Львица среди развалин»; Ф. К. Сологуб «Чертовы качели», «Я — бог таинственного мира...». А. Белый «Из окна вагона», «Отчаянье»; И. Анненский «Смычок и струны».

3 урок.

Акмеизм: зарождение, идеи. Цех поэтов. Термин «акмеизм». Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам.

Тексты: Н. Гумилев «Жираф», «Помпей у пиратов»; Ахматова «Сжала руки под темной вуалью», «Я научилась просто, мудро жить...».; Мандельштам «Бессоница, Гомер, тугие паруса...».

Футуризм: зарождение, идеи. Интерес к форме, особенности языка. Манифест «Пощечина общественному вкусу». В. Маяковский, В. Хлебников. Эгофутуризм И. Северянина.

Тексты: Хлебников «Кузнечик», «Когда умирают кони — дышат...»; Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!».

 

 

Конспект урока.

Тема: Поэзия начала ХХ века. Символизм.

Тип урока: комбинированный (преподавание нового материала и урок применения знаний и умений).

Воспитательная цель: содействовать воспитанию культуры речи, товарищества.

Образовательная цель: раскрыть особенности русского символизма; познакомиться с творчеством русских и зарубежных писателей символистов.

Развивающая цель: формировать умение анализа и сравнения поэтических текстов; развивать навык выявления закономерностей, обобщения.

Время

Действия учителя

Действия учеников

Примечания

 

1. Организационный момент. Приветствие. Объявление темы урока, запись.

1. Приветствуют учителя.

 

 

1. Целеполагание.

-Сегодня вы познакомитесь с понятием символизма и его особенностями в России, а также с творчеством некоторых поэтов-символистов.

2. Лекция.

Символизм — первое и самое крупное из модернистских течений, возникшее в России. Понятие модернизма. К модернистским в литературоведении относят прежде всего три литературных течения, заявивших о себе в период с 1890 по 1917 год. Это символизм, акмеизм и футуризм, которые составили основу модернизма. 

Символизм как литературное течение зародился в 70-80ых годах XIX века во Франции. Основные принципы эстетики символизма впервые появились в творчестве французских поэтов. У вас на партах — тексты стихотворений Верлена и Рембо. Обратимся к текстам Верлена.

-Какие образы наполняют стихотворение «Сон, с которым я сроднился»?

 

 

-Что отрицает, от чего отказывается лирический герой в стихотворении «Тоска»?

 

 

-Обратимся к последней строфе сонета «Тоска». Какое настроение владеет лирическим героем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Символизм получил широкое распространение в литературе, живописи, музыке и театре.

Начало теории русского символизма было положено Д. Мережковским, который в 1892 году выступил с лекцией «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы».

Рассказываю о сборнике «Русские символисты» (Брюсов, разные псевдонимы).

О старших (В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб и др.) и младосимволистах (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов и др.)

Символисты разных поколений не только сотрудничали, но и конфликтовали друг с другом. Например, московская группировка 1890-х годов, сложившаяся вокруг Брюсова, ограничивала свои задачи рамками собственно литературы: главный принцип их эстетики – «искусство для искусства».

Напротив, старшие символисты-петербуржцы с Д. Мережковским и З. Гиппиус во главе отстаивали приоритет религиозно-философских поисков, считали именно себя подлинными символистами, а своих оппонентов – «декадентами».

Объясняю, что такое декаданс, о связи декадентства и символистов.

Творчество, по мнению символистов, выше познания. Символисты утверждали, что от художника требуется не только сверхрациональная чуткость, но и тончайшее владение искусством намека: ценность стихотворной речи – в «недосказанности», «утаенности смысла». Отсюда — особое значение слова и символа.

Символ – центральная эстетическая категория нового течения. Его нельзя воспринимать как простое иносказание, когда говорится одно, а подразумевается нечто другое.

«Символ – окно в бесконечность», – утверждал Ф. Сологуб. Различие между символом и эмблемой, символом и знаком.

Символисты стремились максимально использовать ассоциативные возможности слова, обращались к мотивам и образам разных культур, широко пользовались явными и скрытыми цитатами. Мифология.

Идея синтеза искусств. Определение синтеза. Для иллюстрации — сонет Рембо «Гласные» (символика цвета) и стихотворение Бальмонта «Воспоминание о вечере в Амстердаме» (читает учитель).

-Синтез каких искусств вы наблюдаете в стихотворении Бальмонта? В чем это проявляется?

 

 

 

Особое отношение символистов к музыке. Стихотворение Анненского «Смычок и струны».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Видение, сон, женщина «в вечном измененье», тени. Ощущение зыбкости, нереальности.

-От природы, искусства, добра и зла, свободы, Бога, любви.

 

-Усталость. Герою нет места ни в жизни, ни в смерти. Образ «Забытого челна»: лирический герой повинуется течению жизни. Ощущение забытости, ненужности, собственного бессилия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читают сонет.

 

 

 

 

 

 

 

-Литературы и музыки. Звукопись. Рождается качественно-новое произведение.

Читают стихотворение.

На доске записан эпиграф к уроку:

Мне мило отвлеченное:

Им жизнь я создаю...

Я все уединенное,

Неявное люблю.

Я – раб моих таинственных,

Необычайных снов...

Но для речей единственных

Не знаю здешних слов...

З. Гиппиус "Надпись на книге"

 

Ученики заранее разделены на три группы, им раздаются указанные выше стихи Брюсова, Бальмонта, Сологуба, Белого, Анненского, по три стихотворения в группе. Тексты Рембо и Верлена — у всех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайды презентации с картинами Врубеля, Моро, Джорджа Уоттса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с фотографией И. Ф. Анненского, основными сборниками, особенностями лирики.

 

-Обратимся к стихотворениям Бальмонта, Брюсова, Сологуба, Белого. Каждая группа определяет тему и основную мысль стихотворения, настроение лирического героя, выделяет основные образы.

Начинаем с Бальмонта.

«Я мечтою ловил уходящие тени».

 

 

 

 

 

«Воспоминание о вечере в Амстердаме».

 

 

 

 

 

 

Брюсов, «Львица среди развалин».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Юному поэту»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сологуб «Чертовы качели»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Я — бог таинственного мира...»

 

 

 

А. Белый «Из окна вагона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Отчаянье»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Противопоставление свет-тень; зыбкость; мотив восхождения; повтор: «ночь», «тени», «светило». Особенности: кольцевая композиция.

-Тоска, видение-воспоминание. Нечеткость, смутность образов («как бы», сумрачные мосты, призрак). Наполненность звуком.

-Подзаголовок «гравюра» - жанр живописи. Образы: луна, сумрак. Ночь. Серебристая вода. Противопоставление реальности и видение — взгляда в будущее. В будущем — картины разрушения. Задумчивость, грусть.

-Программное стихотворение. Заветы поэту. Грядущее, индивидуализм, поклонение искусству. + образ: бледный, взор горящий.

 

-Качели — символ человеческой жизни. Ею управляет не человек, а черт — высшие, враждебные силы. Канат натянут и трется — ненадежность, хрупкость жизни. Повтор «Попался на качели,

Качайся, черт с тобой!»

-Мир — в мечтах; индивидуальность. Свобода связана с ночью, тьмой.

-Повтор — пролетают, пролетаю (стремительность и пустота жизни + «так пусто, так голо...»). Мимо окна — кабак (веселье), погост (смерть), ребенок (рождение новой жизни). Приставка про- - все это проходит мимо. «убогие стаи избенок» = «убогие стаи людей». Рефрен - «телеграфная тянется сеть» - в начале и в конце, как заранее намеченный путь.

-Лед, вьюга, белоцвет, сугроб, «пурговое кружево». Ночь. Двойник-тень-душа. Игра света и тени. Все ускользает: и тень, и душа. Прошлое (недопетая песня отцветших дней). Две последних строки: пляска огоньков на скользких плитах как метафора жизни.

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с фотографией Бальмонта, основными сборниками, особенностями лирики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с фотографией Брюсова, основными сборниками, особенностями лирики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с фотографией Сологуба, названием сборника «Пламенный круг», особенностями лирики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд с фотографией Белого, основными сборниками, особенностями лирики

 

3. Обобщение и систематизация полученной информации. Контроль.

Отвечают на вопросы:

-Каковы временные рамки зарождения и развития символизма? Назовите основных представителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Каковы основные черты символизма как литературного направления?

-От фр. «symbolisme», от греч. «symbolon»–знак, опознавательная примета)–эстетическое направление, сформировалось во Франции в 1880–1890 получило распространение в литературе, живописи, музыке, архитектуре и театре многих европейских стран на рубеже 19–20 в.в.

-Отношение к слову как к многосмысленному посланию, как к шифру некоей духовной тайнописи. Знаковое наполнение обыденных слов. Изысканная образность, музыкальность и легкость слога.

 

 

 

4. Домашнее задание — работа с текстами стихотворений для следующего урока. Найти и подчеркнуть неологизмы, посмотреть значение незнакомых слов.

 

 


09.06.2014; 02:32
хиты: 429
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
среднее образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь