«Обломов — «коренной народный наш тип». Что такое обломовщина?
На уроке необходимо подчеркнуть и доказать убедительность, жизненность образа Обломова, его внутреннюю сложность, ведущую к неоднозначным оценкам. Следует показать связь образа с литературными предшественниками, с образами русского фольклора, сделать вывод, что Обломов — «коренной народный наш тип», и указать на гоголевские традиции изображения жизни.
Основные проблемы урока:
I. Прав ли Добролюбов, утверждая, что «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова»? Действительно ли Обломовых — «легион»?
Раскрытию первой проблемы урока поможет система вопросов и заданий:
- В начале романа мы видим Обломова лежащим в постели полдня. Как это связано с образами русского фольклора? В чем символический смысл этой сцены?
- В сне Обломова Гончаров называет сказку о Емеле-дурачке «злой и коварной сатирой на наших прадедов». Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с Емелей?
- В одной из статей о романе портрет Обломова сравнивается с античной статуей. Есть ли в этом основание для сопоставления?
- Почему не осуществились юношеские мечты Обломова?
- Каков композиционный смысл изображения многочисленных гостей Обломова? Почему автор делает их представителями разных социальных слоев?
- Почему слово «другой» и соотнесение себя с «другими» оскорбило Обломова? Что имеет в виду Обломов, утверждая: «Наше имя — легион…»?
Урок дает возможность увидеть социальные (в условиях воспитания и барского происхождения) и национальные (в традициях, представлениях, моральных нормах, идеалах, культуре) корни обломовщины.
II. Почему и как энергичный, озорной, пытливый Илюша Обломов превратился в неподвижного, апатичного Илью Ильича Обломова?
Вопросы и задания для обсуждения второй проблемы урока:
- Проанализируйте «Сон Обломова». Что такое Обломовка — всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» — обломок Эдема или точка отсчета нравственного падения героя, начало его гибели?
- Сопоставьте образы Обломова и Захара. Кто у кого в рабстве? Какой смысл выявляется в том, что Обломов не может обойтись без Захара, а Захар — без Обломова?(Обломов и Захар как братья-близнецы, которые один без другого просто существовать не могут. Причем Захар — карикатура на своего барина. Рабство их взаимно. Но, кажется, оба они этим состоянием вполне довольны.)
- Правда ли, что в романе «внутренно прославляется русская лень»? Подтвердите или опровергните эту точку зрения, аргументируя свои суждения текстом.
На уроке необходимо показать, что «лежание Обломова» не просто лень и апатия как черты характера, а позиция, убеждение в том, что «жизнь есть поэзия», отдых, покой.
III. Антиподы ли Обломов и Штольц?
Вопросы и задания для обсуждения третьей проблемы урока:
- Кто, по вашему, более прав, более убедителен в утверждении своего жизненного идеала — Штольц или Обломов?
- Какое слово более точно называет состояние Обломова — лень или покой? Докажите свои суждения текстом.
- Прокомментируйте мысль Обломова: «Жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать ее!» Доволен ли Обломов своим способом существования?
- Счастлив ли Штольц оттого, что умеет «делать деньги»? Какой смысл выявляется в том, что Штольц — немец?
- Почему столь разные люди, как Обломов и Штольц, дружат всю жизнь? (Обломов и Штольц в широком смысле есть как бы две крайности национального русского характера, в котором сочетаются чудовищная лень, мечтательная созерцательность, деловитость, талант, любовь к ближнему.)
- «Деятельные Штольц и Ольга живут, чтобы что-то делать. Обломов живет просто так». Каково отношение автора к героям в этой оценке? Прокомментируйте эту мысль, выскажите к ней свое отношение.
- Что значит — «цель жизни»? Что значит — «жить просто так», «жить чтобы жить»?