пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

48.Художественный мир драматической трилогии А.Сухово-Кобылина.


Своеобразной,    противоречивой   и   во   многих   своих   проявлениях
парадоксальной   была   идейная   позиция   выдающегося  драматурга  XIX  в.
Александра Васильевича Сухово-Кобылина (1817-1903). В.   Сухово-Кобылин   был   воспитан   в  традициях  аристократического самосознания,  и  мысль  об  особом  значении  дворянской  культуры была ему присуща в значительной степени. В трилогию входят: «Свадьба Кречинского», «Дело», «Смерть Тарелкина» Драматургия  Сухово-Кобылина проникнута лиричным, субъективным началом. Ей  совершенно чужд эпический элемент, который современники не без основания рассматривали  как отличительную особенность драматургии Островского. Именно единство  авторской  мысли  и  последовательность  выражения им своих чувств объединяют  три  его  пьесы,  разнородные  по  их  жанровым  особенностям, в драматический цикл - трилогию. Первая  часть  трилогии  -  комедия  "Свадьба  Кречинского"  писалась в 1852-1854  гг.  Она обрабатывалась в то время, когда писатель был обвинен в убийстве  и  подвергался  аресту.  Однако  обличительный  пафос в ней еще не достигает   силы,   проявившейся   в   последующих  пьесах  Сухово-Кобылина, обобщающих  и  осмысляющих  пережитую  им  трагедию, - драме "Дело" (1861) и комедии  "Смерть  Тарелкина"  (1869).  В  "Свадьбе  Кречинского" настроения, порожденные  судебным  процессом,  нашли  уже свое выражение, хотя здесь они еще  смягчаются  юмором  и  изяществом  стиля.  Разочарованность  писателя в светской  жизни,  характерная  для  него  в годы, когда обрушившиеся на него несчастья  показали  ему  пустоту  и  бессердечие высшего дворянского круга. выразилась  в комедии в том, что Петербург рисуется в ней так город разврата и  хищничества,  опасный  для  простых  душ, а попытка приобщиться к высшему
свету - как путь, ведущий к гибели. Кречинский   -   дворянин,   по   своему   происхождению   связанный  с состоятельными  и родовитыми слоями дворянства. Воспитанный в среде богатого
барства,  Кречинский  не привык стеснять свои потребности, ограничивать свои
страсти:  разнузданный  разгул,  увлечение  кутежами,  картами  -  вот в чем
прошла  его  молодость. Студент Петербургского университета, блестящий франт
и  кутила,  Кречинский вращался в кругу высшей аристократии Петербурга
Разорившись,  Кречинский  со  всей ясностью убедился в том, что и право
на  праздную,  беззаботную  жизнь,  и  положение в свете дают только деньги.
"Порядочные   люди  и  эти  чопорные  баре  стали  от  меня  отчаливать",  -
констатирует  он,  подводя  итог запутанности своих материальных дел. Деньги
становятся  предметом  его  страстного  стремления, добывание их - целью его
жизни. В   период   своей   жизни,  непосредственно  изображенный  в  комедии,
Кречинский  употребляет все усилия, чтобы через брак овладеть состоянием. Он
уверен,  что  бесчестный  поступок  -  прикрытый  браком грабеж - вернет ему
"честь"  в  высшем  дворянском  обществе.  "Делаю,  что называется, отличную
партию!
Сухово-Кобылин  как  бы  намечает в своей комедии путь от верхних слоев
общества  к  его  дну,  от петербургских и московских салонов до проселочных
дорог  и  ночлежных  домов.  Блестящий  светский щеголь, душа общества, друг
графов  и  князей,  Кречинский видит себя в будущем то обладателем миллиона,
петербургским  большим  барином,  то бездомным, нищим бродягой, преследуемым
полицией.  Обе  возможности  вполне  реальны.
Серьезное  общественное  содержание  было  заключено  и в другом образе
пьесы  -  в  комической  фигуре Расплюева. Расплюев - агент, друг и сообщник
Кречинского,  одной  своей  к  нему  близостью  знаменующий  степень падения
Кречинского.  Расплюев  готов  предать  Кречинского  в тяжелый для него
момент.  В  последующих  частях  трилогии  -  драме "Дело" и комедии "Смерть
Тарелкина"  -  образ  Расплюева  совершает  дальнейшую  эволюцию.  Опускаясь
морально  все  ниже, Расплюев становится сначала клеветником и доносчиком, а
зятем   -   полицейским  чиновником,  который  стряпает  "дела",  производит
дознания,  арестовывает  и пытает свои жертвы.
Сухово-Кобылин  рисует  обеднение,  деклассацию дворянства и обогащение
ловких  предпринимателей  как  единый  процесс.  В  его пьесе цинизм барина,
жаждущего   легкой   наживы,   вступает   в   своеобразное   соревнование  с
хищничеством  "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского
с  Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты Сухово-Кобылин  рисует  обеднение,  деклассацию дворянства и обогащение
ловких  предпринимателей  как  единый  процесс.  В  его пьесе цинизм барина,
жаждущего   легкой   наживы,   вступает   в   своеобразное   соревнование  с
хищничеством  "именитых", уважаемых в обществе купцов. Сталкивая Кречинского
с  Щебневым, а затем с Беком, Сухово-Кобылин изображает их конфликты состояло в том, что драматург, показал своих
героев  как  выражение  социально-типических  явлений предреформенной эпохи.
Традиционная  комедийная  развязка - появление полицейского чиновника и
разоблачение  плута  -  приобретает  в "Свадьбе Кречинского" новое значение.
Эта  концовка  связывает  "Свадьбу  Кречинского" со второй пьесой трилогии -
драмой   "Дело".  Полицейский  чиновник,  появляющийся  в  конце  комедии  и
"карающий"  порок,  защищает  тот  общественный порядок, который порождает ж
насаждает  современные  пороки. Бюрократия, по мнению Сухово-Кобылина, несет
такое  зло,  по сравнению с которым хищничество "частных лиц или ничтожеств"
представляется  незначительным.  Независимо  от того, был ли у драматурга с самого начала его работы над
"Свадьбой  Кречинского"  замысел  трилогии  или он возник лишь в пору работы
над   "Делом",  первая  его  комедия  давала  возможности  и  основания  для
написания подобного цикла.



хиты: 210
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь