пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

41. Купеческий быт как зло и трагедия в пьесе Островского «Гроза». Религиозные мотивы в пьесе.


Островский Александр Николаевич (1823—1886) — крупнейший русский драматург. Родился в Москве, в семье чиновника, ставшего позднее частнопрактикующим ходатаем по гражданским делам. В Грозе действие вспыхивает, как взрыв, возникший между двумя разными человеческими натурами. Особенно сильно в Грозе  выражена проблема национальных культурных традиций . Не признавая допустимости изменений, развития и даже разнообразия явлений действительности, Кабаниха нетерпима и догматична. Она узаконивает привычные формы жизни как вечную норму и считает своим высшим правом карать преступивших в большом или малом законы быта. Являясь убеждённой сторонницей неизменности всего уклада жизни , вечности общественной и семейной иерархии и ритуальности поведения каждого человека, занимающего своё место в этой иерархии, Кабаниха не признаёт правомерности индивидуальных различий людей и разнообразия жизни народов. Всё, чем отличается жизнь других мест от быта города Калинова, Кабаниха считает неверным. Центр вселенной – благочестивый город Калинов, центр этого города – дом Кабановых. Всякое изменение представляется Кабанихе началом греха. Она поборница замкнутой, исключающей общение жизни. Она читает бесконечные наставления Тихону, к-ый уезжает и заставляет требовать от жены, чтоб она в окна не смотрела. Утратив непременный атрибут жизни – способность вилоезменяться, все обычаи и ритуалы, утверждаемые Кабановой, превратились в вечную, неживую, бессодержательную форму. Катерина же неспособна воспринимать обряд вне содержания. Религия, родственные отношения, даже прогулка по берегу Волги – для Катерины полно смысла. Из религии она извлекла обострённое чувство нравственной ответственности, но форма церковности ей безразлична. Она молится в саду среди цветов, а в церкви она видит не священника и прихожан, а ангелов в луче света, падающем из купола. Из искусства, древних книг, иконописи она усвоила образ, виденные ею на миниатюрах и иконах. Катерина несёт в себе творческое, вечно живое начало, порождённое непреодолимыми потребностями времени, она наследует творческий дух той древней культуры, к-ую стремится превратить в бессодержательную форму кабаниха. Катерину на протяжении всего действия сопровождает мотив полёта, быстрой езды. Она хочет летать, как птица, и ей снятся сны о полёте, она пыталась уплыть по Волге, а в мечтах видит себя мчащейся на тройке. И к Тихону, и к Борису она обращается с просьбой  взять с собой цели.  «Гроза» была совершенно новым явлением в русской драматургии, невиданной до того народной драмой, привлекшей к себе внимание общества, выразившей современное его состояние. *Дикой - законченный тип купца- самодура, смысл жизни которого заключается в том, чтобы любыми средствами сколотить капитал.


хиты: 248
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь