пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Поэтика романов Г. Гессе (влияние пиетизма, взаимодействие с романтической эстетикой).

Герман Гессе (1877-1962) родился в Германии, но с 1912 года жил в Швейцарии, в отдаленном местечке Монтальоне, и в 1923 года принял швейцарское подданство. В его романах  переплавлены разные пласты мировой культуры и философии (конфуцианство, древние философско-религиозными системами). В 20 лет пережил увлечение Ницше, которого  относил к мыслителям ранга Гете: «бытие и мир оправданы в вечности только как эстетический феномен».

Литературную известность писатель приобрёл благодаря роману «Петер Каменцинд» (Peter Camenzind, 1904). Успех этого произведения позволил Гессе полностью посвятить себя литературе.

Начиная с романа «Демиан» Гессе оказывается под влиянием герметической традиции, и основной темой его творчества становится идея соединения противоположностей. В «Демиане» он формулирует идею Бога по имени Абраксас, который объединяет в себе добро и зло, при этом стоит по ту сторону противоположностей. Возможно уже тогда Гессе был знаком с «Семью наставлениями мертвым» Карла Юнга, тем более что достоверно известно, что Гессе проходил психоанализ у ученика К. Г. Юнга Йозефа Лэнга.

Результатом этого обучения стало написание двух эпохальных романов — «Сиддхартха» и «Степной волк». В первом из них действие происходит во времена Будды Гаутамы, где, проходя разные стадии жизни от крайнего аскетизма до гедонизма, Герой постигает единство всего и вся приходя к своей Самости.

Во время духовной революции шестидесятых книги Гессе получили огромную популярность у молодёжи. Его произведения стали духовным импульсом к массовому «паломничеству в страны Востока» и обращению от суеты внешнего ко взгляду внутрь.

Писатель был трижды женат и воспитал троих сыновей.

Гессе скончался в Монтаньоле (Швейцария) 9 августа 1962 года во сне от кровоизлияния в мозг.

Творческая судьба Германа Гессе (Hermann Hesse, 1877—1962) сопровождалась диаметрально противоположными оценками написанного им. Гессе то безоговорочно хвалили, то столь же безоговорочно хулили. Но и хвала, и хула чаще всего били мимо цели, не затрагивали то, что составляло смысл и цель его жизни. Долгое время он считался писателем «для воскресного чтения» и был для многих подобием терапевта, приоткрывавшим перед устрашенным реалиями XX века читателем мир гармонии. Позднее стали утверждать иное: Гессе — художник никогда не прекращающегося внутреннего кризиса, мучительной раздвоенности, сомнения в себе и в окружающей его действительности.

Свою задачу художника, пекущегося о «психогигиене» личности, Гессе видел в том, чтобы сопровождать отдельного человека в его жизненных странствиях, помогать ему обрести, а точнее, обретать себя — не как нечто изначально данное, а как множественную величину, приобретающую все новые и новые лики. Первая мировая стала катализатором творческих исканий Гессе: «До войны я был отшельником, но тем не менее с отечеством, правительством, общественным мнением, официальной наукой и т.д. жил в мире, хотя я был демократом и охотно принимал участие в оппозиции против кайзера и вильгельминизма... Во время войны... мне стало ясно, что наша маленькая оппозиция, наша маленькая критика и демократия были лишь фельетоном, что и среди нас лишь немногие действовали всерьез и в случае необходимости готовы были умереть за свое дело. После уничтожения отечественных идолов пришла очередь собственного воображения. Я должен был внимательно исследовать нашу немецкую духовность, наш сегодняшний язык, наши газеты, нашу школу, нашу литературу, и все это большей частью оказалось изолганным и пустым, включая меня самого и мое писательство, хотя оно и делалось с благими намерениями».

Переоценка ценностей, вызванная войной, была в Германии настолько сильной, что затронула даже довоенный писательский образ Гессе. Когда в 1919 г. вышел в свет роман никому не известного Эмиля Синклера «Демиан» (Demian. Geschichte einer Jugend), то никто не угадал, кто же скрывается под этим именем. В конце концов мистификация была раскрыта, и Гессе, уже получившему премию имени Фонтане, предназначенную для поощрения начинающих писателей, пришлось публично признать свое авторство и отказаться от награды. Начиная с семнадцатого издания (1920) «Демиан» получил другой подзаголовок: «История юности Эмиля Синклера, написанная Германом Гессе».

Начиная с романа «Демиан», действие в гессевских произведениях разворачивается не в социально-эмпирическом пространстве, именуемом писателем «так называемой действительностью», а в «магической действительности» (ср. У Юнга: «магическое — просто-напросто другое название психического»). «Персонажи в его романах перестают быть суверенными действующими лицами, которыми они, собственно говоря, в полной мере никогда и не были. Их функция, — отмечает литературовед Р. Каралашвили, — заключается в зримо-образном воплощении определенных внеличностных инстанций психеи самого автора».

Родители Гессе исповедовали пиетизм.

Пиетизм – изначально движение внутри лютеранства, характеризующееся приданием особой значимости личному благочестию, религиозным переживаниям верующих, ощущению живого общения с Богом, а также ощущению постоянного нахождения под строгим и бдительным «Божьим оком». Пиетизм во время своего возникновения (XVII век) противопоставлялся лютеранской ортодоксии, акцент в которой делался на догматику, которая далеко не всегда была понятна прихожанам.

Основателем П. является Ф. Шпенер, выступивший с намерением возродить "истинную религию", основанную на утерянном в спорах глубоком религиозном чувстве, а не на обрядах и догматах, реставрированных в лютеранстве (Pia Desideria, 1675). Шпенер подчеркивал необходимость для верующего личного благочестия, живого общения с Богом. Обличая "фарисейство" в обществе, он надеялся своим адогматизмом вызвать резонанс, который вернул бы его собратьев к подлинной духовной жизни. Становление и развитие П., таким образом, детерминировано теми же факторами, которые обусловили в свое время оформление протестантизма в целом и которые питают историческую эволюцию мистической традиции.

С детства Гессе приучали к тому, что надо страдать за Бога. В рядах пиетистов появляется религиозная поэзия, с которой были связаны йенские романтики. И отец, Иоганнес Гессе, открыл перед сыном красоты и поэтичность родного языка, приобщил к издательскому делу. (о влиянии пиетизма ничего нигде нет, но это религия предков, которая воспевала служение Богу всю жизнь. Даже несмотря на уход из дома, идеи эти жили в уме Гессе).

 

Тексты Гессе не обогащены эмоциями. Но при этом автор остается последним романтиком. Он воспитывался на романтизме. Постоянными спутниками Гессе были Новалис, Гёльдерлин (поэт, который дружил с Гегелем и посещал лекции Йенских романтиков), Гете, Мёрике (а этот поэт принадлежал к так называемой швабской школе немецких романтиков), и русских романтиков – это Пушкин и Гоголь.

Когда Гессе только хотел стать поэтом, он писал неоромантические стихи и издавал их.

В произведениях Гессе можно найти аллюзии и реминисценции на произведения романтиков (цветок – Новалис, человек-животное – Вампир Байрода, и т.д.). А так же явное двоемирие (реальность и магический театр), условность героев. Часто в его произведениях человек будто сделан из разных материалов.

Средоточием интереса Гессе были те измениения, которые ход истории совершал в душах людей, и – обратный процесс – то мощное воздействие, которое оказывала скрытая от глаз внутренняя жизнь человека  и человечества на повороты истории. Именно в этом чрезвычайном внимании к невидимой внутренней жизни и невидимой действительности – Гессе и был продолжателем романтизма.


17.01.2014; 16:45
хиты: 574
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь