пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

В. Вулф как теоретик английского модернизма. Разделение писателей на «спиритуалистов» и «материалистов» («Современная художественная проза»). Концепция «moment of being» («момент бытия»).

Вирджиния Вулф (Virginia Woolf, 1882—1941). Подобно Джойсу, Лоренсу, другим «людям 1914 года» (как назвал представителей своего поколения У. Льюис), Вулф исходила из ощущения глубокого кризиса викторианских ценностей и отсутствия в художественном языке адекватных способов выражения нового индивидуального и социального опыта. Однако в романах Вулф в большей степени, чем в произведениях Джойса и особенно Лоренса, обозначилась характерная черта британского модернизма — не только рвать с предшесттвующей традицией, но и перенимать, творчески перерабатывать ее. Там, где Джойс стремился утвердить ценность Книги, и Лоренс подвергал современность критике с позиций религии плоти, Вулф ставила вопрос о новых способах отображения социума. «Модернизм» Вулф носил подчеркнуто литературный характер, касался проблемы повествовательной техники: «Где-то в декабре 1910 года человек стал другим... <...> Все человеческие связи претерпели изменения — между господами и слугами, мужьями и женами, родителями и детьми. А когда меняются отношения между людьми, наступает очередь перемен в религии, правилах приличия, политике и литературе», — писала она и 1923 году.

Кроме писательства, Вульф активно занималась журналистикой, рецензируя и комментируя современных ей авторов. Несколько ее статей посвящены попытке теоретизировать модернистскую литературу, разобрать ее по позициям и выделить основные постулаты. Из них мы можем узнать отношение Вульф к литературе и писательству в общем. Задаче разбора Модернизма служили такие статьи, как: «Обычный читатель», «Современная художественная проза», «Мистер Беннет и миссис Браун».

«Современная художественная проза» - это наиболее общий свод всех идей Вульф по поводу модернизма(у нас, кстати, есть в списке)). Далее идеи и взгляды.

Главным «предметом интереса» для современного писателя являются «непознанные глубины психологии». Для того, чтобы приблизиться к этим глубинам и научиться адекватно выражать их в слове, необходимо, считала Вулф, отказаться от механических, рациональных представлений о человеческом сознании: Жизнь — это не ряд симметрично расположенных светильников, жизнь — это сияющий ореол [a luminous halo], полупрозрачная оболочка, окружающая нас с момента зарождения нашего сознания и до его исчезновения». Главным способом, который позволил бы зафиксировать этот «ореол», это «излучение» людьми и вещами особых волновых эффектов, Вулф считала регистрацию всего, что возникает в индивидуальном сознании: «Всмотритесь хоть на минуту в обычное сознание в обычный день. Мозг получает мириады впечатлений — обыденных, фантастических, мимолетных или врезающихся с твердостью стали. Со всех сторон наступают они, этот неудержимый ливень неисчислимых частиц, и по мере того как они падают, как они складываются в жизнь понедельника или вторника, акценты меняются, важный момент уже не здесь, а там, так что если бы писатель был свободным человеком, а не рабом, если бы он мог писать то, что хочет, а не то, что должен, если бы он мог руководствоваться собственным чувством, а не условностями, то не было бы ни сюжета, ни комедии, ни трагедии, ни любовной интриги, ни развязки в традиционном стиле и, возможно, ни единой пуговицы, пришитой по правилам портных с Бонд-стрит». Современное искусство, иными словами, есть, по Вулф, эстетическое оформление «потока сознания», в котором существуют движение, изменчивость и контрдвижение, — основания для образцовости, абстрактного эстетического порядка. Эта по сути своей постимпрессионистская концепция лежит в основе всех последующих произведений писательницы. Т.е. никаких старых форм, записываем исключительно то, что выдает наше сознание здесь и сейчас, без форм, зачинов, кульминаций и все такого, вместо катарсиса и своеобразной кульминации, эмоционального пика у них эпифания (Джойс) и Moments of being(Вульф).

Деление писателей ее времени на две группы: Подобным взглядом на природу творчества объясняется критическое отношение Вулф к ряду писателей-эдвардианцев (рассвет их популярности приходится на 1901 — 1910 годы, время правления английского короля Эдуарда VII) — Г.Уэллсу, А.Беннетту, Дж. Голсуорси. В эссе «Современная худ. проза» она, вкладывая особый смысл в свою формулу, назвала их «материалистами», поскольку «они заняты телом, а не духом... пишут о несущественных вещах... затрачивают массу искусства и массу труда, выдавая незначительное и преходящее за истинное и вечное» . Кроме того, они как раз-таки являются теми жертвами старых форм, которые они притащили на себе в модернистский 20 век, как дырявый саквояж, эти рамки их сковывают и заставляют касаться жизни лишь поверхностно, не передавая потоков сознания, а создавая лишь свою реальность, описывая происходящее по старым канонам (вспомните Сагу о Форсайтах, написанную в духе старых романов 19 века). Она называет их «материалистами».

Но больше всего Вулф интересовали новейшие писатели-георгианцы (Георг V правил Англией в 1910—1936 годах). Главное место среди них она отводила Дж. Джойсу (среди поэтов - Т.С.Элиоту). Противопоставляя два поколения литераторов, Вулф писала в «Современной худ. прозе», что Джойс, в отличие от эдвардианцев, «духовен», поскольку стремится «любой ценой обнаружить мерцание того сокровенного пламени, которое посылает свои вспышки сквозь мозг». Она называла их «спиритуалистами», ибо они передавали истинные движения мысли и чувства «здесь и сейчас», передавая тем самым максимально полную психологическую картину, а главное, реалистическую. Вместе с тем Джойс не был близок Вулф. Отдавая должное смелости его экспериментов, она отмечала, что увлечение формой в ущерб «жизни» губит литературу. Если «Хогарт-пресс» (издательство Вульф и ее мужа) в 1919 г. опубликовал книжку Элиота («Стихи»), и в 1922-м — и одно из первых изданий его «Бесплодной земли», то «Улисса» Вирджиния и Леонард Вулфы отвергли, причем не только по цензурным соображениям. Отметим попутно, что позднейшее религиозное обращение Элиота было встречено Вулф без всякого понимания.

Из работы на семинаре: Спиритуалисты – модернисты. Ориентир на субъективное . Спиритуалисты пишут субъекта – его суть отражает поток сознания. Субъект – это нестабильное, не постоянное – размытие характера. Мир колеблется и тоже изменяется. Автор уходит по максимуму. Появляется истинность, жизненность – объективизация. Лакмусовая бумажка – поток сознания. У Джойса не всегда является реакцией на происходящее, у Вульф – всегда реакция. У Джойса интеллектуальный поток сознания, у Вульф – эмоциональный. У Джойса – эпифания, у Вульф – moments of being – это обращение к вечному через сиюминутное, секунда прорыва к универсуму, нечто вроде прозрения, когда только что-то глобальное приобретает значение, возвращение к главному от пошлости. Герои «Миссис Дэллоуэй» переживают кризис среднего возраста – они боятся равнодушия к жизни, ибо это возможность того, что больше перестанешь чувствовать moments of being.


17.01.2014; 16:14
хиты: 574
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь