пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Прием «потока сознания» в творчестве Дж. Джойса, В. Вульф, У. Фолкнера. Происхождение термина. Смежные с «потоком сознания» термины. Признаки «потока сознания» как приема.

Поток сознания (англ. Stream of consciousness) — приём в литературе XX века преимущественно модернистского направления, непосредственно воспроизводящий душевную жизнь, переживания, ассоциации, претендующий на непосредственное воспроизведение ментальной жизни сознания посредством сцепления всего вышеупомянутого, а также часто нелинейности, оборванности синтаксиса.

Термин «поток сознания» принадлежит американскому философу-идеалисту Уильяму Джеймсу: сознание — это поток, река, в которой мысли, ощущения, воспоминания, внезапные ассоциации постоянно перебивают друг друга и причудливо, «нелогично» переплетаются («Основания психологии», 1890). «Поток сознания» часто представляет собой предельную степень, крайнюю форму «внутреннего монолога», в нём объективные связи с реальной средой нередко трудно восстановимы.

«Поток сознания» создаёт впечатление, что читатель как бы «подслушивает» свой опыт в сознании персонажей, что даёт ему прямой интимный доступ в их мысли. Включает в себя также представление в письменном тексте того, что не является ни чисто вербальным, ни чисто текстуальным.

Автор же заинтересован в том, чтобы опубликовать воображаемую внутреннюю жизнь его вымышленных героев для ознакомления читателя, обычно невозможное в реальной жизни.

Достигается это в основном двумя путями — повествованием и цитированием, внутренним монологом. При этом часто ощущения, переживания, ассоциации друг друга перебивают и переплетаются, подобно тому, как это происходит в сновидении, чем часто по мысли автора и является на самом деле наша жизнь — после пробуждения от сна мы всё-таки все ещё спим.

Нарративный, повествовательный способ передачи «потока сознания» по большей части состоит из различного типа предложений, включающих «психологическую наррацию», повествовательно описывающую эмоционально-психологическое состояние того или иного действующего лица и свободного косвенного дискурса-косвенных рассуждений как особой манеры представления мыслей и взглядов вымышленного персонажа с его позиций путём комбинирования грамматических и прочих особенностей стиля его прямой речи с особенностями косвенных сообщений автора. Например, не прямо — «Она думала: „Завтра я здесь останусь“», и не косвенно — «Она думала, что она останется здесь на следующий день», а сочетанием — «Она бы осталась здесь завтра», что позволяет как бы стоящему вне событий и говорящему от третьего лица автору выразить точку зрения его героя от первого лица, иногда с добавлением иронии, комментария, и т. д.

Внутренний монолог же является прямым цитированием молчаливой устной речи героя, совсем не обязательно взятой в кавычки. Термин «внутренний монолог» часто ошибочно принимается за синоним термина «поток сознания». Однако полное понимание данной литературной формы возможно только при достижении состояния «чтения между строк», то есть «невербального инсайта» в данную поэзию или прозу, что роднит этот жанр с прочими высокоинтеллектуальными формами искусства.

Примером одной из ранних попыток применения подобного приёма может служить прерывающийся и повторяющийся внутренний монолог главной героини в последних частях романа Льва Толстого «Анна Каренина».

В классических произведениях «потока сознания» (романы М. Пруста, В. Вулф, Дж. Джойса) до предела обострено внимание к субъективному, потайному в психике человека; нарушение традиционной повествовательной структуры, смещение временных планов принимают характер формального эксперимента. Центральное произведение «потока сознания» в литературе — «Улисс» (1922) Джойса, продемонстрировавшее одновременно вершину и исчерпанность возможностей метода «потока сознания»: исследование внутренней жизни человека сочетается в нём с размыванием границ характера, психологический анализ нередко превращается в самоцель.

 

            Особенно потока сознания у Джойса: мы привыкли к тому, что поток сознания идёт как бы от первого лица, внутренние переживания и т.д. У Джойса хотя бы в Дублинцах – у большинство героев повествование идёт от третьего лица, но Читатель этого не замечает, мы продолжаем идти на одной волне с героем. В Эвелин – девушка сидит и смотрит за окно, всё вокруг неё статично, застыло, мы видим это со стороны и внезапно – мы смотрим на всё уже её глазами и читаем её мысли, а мысли всегда динамичны.

            Поток сознания Джойса – если брать Улисса – очень интеллектуален, его не всякий сможет понять, слишком много отсылок, размывания вещей, путаницы, несоответствия хронотопа с настоящим временем, но это неважно, так как именно внутренние часы героев играют роль, а не настоящие (это как ради потока мыслей, события и жизни Андрея Болконского бедная его жена ждала ребёнка 11 месяцев, явное нарушение! Но оно оправдано стилистикой, событиями и сознанием героя).

            В потоке сознания Джойса постоянно пересекаются прошлое, настоящее и будущее, за счёт этого приёма – потока сознания – Джойс позволяет себе спокойно и красиво уничтожить классические время, место, характеры. Важна игра слов, мыслей, вещей, с которыми герой взаимодействует прямо здесь и сейчас.

 

            У Вулф: в Мисс Делуей удивительный и забавный приём – поток сознания разных героев, и пересечение этих сознаний на одном предмете. Допустим, сцена, когда пролетает самолёт и оставляет белую полосу в небе – женщина смотрит на эту полосу и думает о своём, потом о самолёте и полосе, потом бац! – об этом самолёте уже думает другой человек и мы переключаемся на его поток сознания. Но этот переход настолько плавный, что его не замечаешь, только потом понимаешь, что была женщина, а теперь мужчина. Повествование от третьего лица, но опять-таки читатель не замечает этой границы. Главная мысль романа Вулф – момент оф биин (в переводе, примерно, моменты жизни, это будет точнее – проживания жизни, ощущения её). Поток сознания здесь – это накопление чувств и мыслей, нет того интеллектуального давления, как у Джойса. И у Джойса более последовательный поток сознания, нежели у Вулф.

 

            У Фолкнера: кажется предоставлены разные потоки сознания. У Бенджи – это ощущения, не слова даже, а образы, как фотоплёнка, картинки. Его поток сознания не связан со временем в плане осмысленных воспоминаний, но он сам застрял в настоящем. У него больше запахи, эмоции, чувства – вот его восприятие, поток сознания. Квентин – застрял в прошлом, он романтик, у него данное направление потока сознания. У последнего больше на бытовой уровне, конкретный (в плане конкретики и ясности) поток сознания. В центре каждого потока – образ сестры, для каждого свой, но из которых складывается, возможно, реальный образ и предполагаемый её поток сознания. Фокнер добавляет игру разума, игру слов, символов, каждая деталь имеет значение в потоке сознания каждого из героев.


17.01.2014; 15:06
хиты: 587
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь