пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

сноска* Цит. по: Маяковский В. В. Полн. собр. соч. в 13 т. Т. 1. М. 1955. С. 320.

Эти слова юноши-поэта о традиционных истоках новейшей русской литературы говорят сами за себя. Разумеется, Маяковский — урбанист, выразитель не «печали полей» (как, допустим, Есенин), а трагедии городов. Но о своем отношении к русскому и западному он высказывается здесь весьма недвусмысленно.

Почти неизменно трагична любовная лирика В. Маяковского. Острейшим образом пережитая им юношеская любовная неудача преломилась в первой поэме «Облако в штанах», лирическая героиня которой — девушка-одесситка Мария Денисова. Однако после этого последовало многолетнее увлечение замужней женщиной с богемно-артистическими наклонностями Л. Ю. Брик, которое творчески отразилось в таких произведениях, как поэма «Флейта-позвоночник», стихотворения «Ко всему» (1916) и «Лиличка! Вместо письма» (1916), поэма «Человек», а после революции — поэмы «Люблю» (1922) и «Про это» (1923). По данным произведениям можно ощутить, и то, как Маяковский был влюблен в эту женщину, и то, как он мучился от фальши своего положения (несколько лет он жил в квартире Бриков в московском Гендриковом переулке, откуда в конце концов заставил себя уйти в ту комнату в коммуналке на Лубянке, где впоследствии и погиб). Неудачей кончилась и его любовь к русской девушке-парижанке, которой посвящено замечательное стихотворение «Письмо Татьяне Яковлевой» (1928), — когда поэт готовился ко второй поездке к ней с явным намерением жениться, ему, «полпреду стиха», впервые было отказано в визе. Для понимания скрытых пружин отказа следует знать, что заместитель наркома НКВД Агранов был в этот период интимно близок с Л. Ю. Брик.

Поэзии Маяковского досоветского времени трагическую окраску придает и восприятие существующего в мире социального устройства как несправедливого и просто бесчеловечного. Капиталистический культ денег, золотого тельца, купли-продажи всего и вся, плюс к чему подавление свобод личности в самодержавно-монархическом государстве — все это вызывало настоящую ненависть у молодого поэта-футуриста, изливавшего свои чувства в стихах огромной художественной силы. В поэме «Война и мир» массовое буржуазное преображение человеческих личностей, их деградация и распад, изображены как страшная духовная эпидемия:

Врачи одного вынули из гроба, чтоб понять людей небывалую убыль:

в прогрызанной душе золотолапым микробом вился рубль.

Сходный мотив звучит в поэме «Человек»:

По скату экватора из Чикаг сквозь Тамбовы катятся рубли.

Вытянув выи, гонятся все, телами утрамбовывая горы, моря, мостовые.

В иных общественно-исторических условиях символом буржуазной всепродажности поэту могло бы послужить что-то другое (например, не рубли, а доллары и т. п.), но понятно, что форма выражения его гнева условна, смысл же сказанного художественно непреходящ. Примерами сходных филиппик могут послужить также стихотворения «Нате!» (1913), «Вам!» (1915), «Гимн судье» (1915), «Гимн ученому» (1915), «Гимн взятке» (1915) и др.

При этом вождь русского футуризма обладал даром синтеза лирического и гражданско-публицистического начал. Уже в первой поэме «Облако в штанах» он сумел высокопрофессионально (и в художественном отношении блестяще) переплести любовную тему с социальным обличением, революционными предсказаниями и призывами, проповедью футуристического искусства и, к глубокому сожалению, антирелигиозными выпадами. Маяковский писал особым стихом — не только тоническим, в котором от строки к строке выдерживается эквивалентное количество ударений на словах, но и стихом со строками переменной длины — такова, скажем, последняя цитированная строфа, представляющая собой четверостишие, в котором первый стих («Что ж, выходите. Ничего. Покреплюсь.») гораздо длиннее того, с которым он рифмуется («Как пульс»). Такой стиховой строй, чтобы не утрачивалось ощущение ритмичности, требует мощной, неожиданной рифмы — и Маяковский проявлял тут себя как подлинный виртуоз. Кроме уже упоминавшихся каламбурных созвучий (глазу/на зуб, спокоен как/покойника и др.) отметим неравносложные рифмы (убыль/рубль, Тамбовы/утрамбовывая, «нате»/знаете, замш/замуж и т. п.).

Подобно А. Блоку воспринимая окружающее как «страшный мир», Маяковский также понял сначала Февральскую, а затем Октябрьскую революцию как «очистительную бурю», поддержав эту бурю всей силой своего таланта. Его своеобразное понимание происходящего отразилось, например, в поэме «150000000» (1920) и пьесе «Мистерия-Буфф». Еще раньше в таком чеканном стихотворении, как «Левый марш» (1918), поэт преобратил революционные лозунги в строки могучей силы


13.01.2014; 18:52
хиты: 211
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь