пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Основные этапы развития детской периодики. Дать комплексный анализ одного из современных журналов.

Для начала- коротенько инфа из энциклопедии, далее- подробно для интересующихся.

Детские и юношеские журналы - периодические издания для детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста. В России первый детский журнал — «Детское чтение для сердца и разума» (1785—89), основанный Н. И. Новиковым, — носил просветительский характер. В 1-й половине 19 в. Д. и ю. ж. имели в основном религиозно-монархическое направление. Единственным заслуживающим внимания, по мнению В. Г. Белинского, был журнал «Новая библиотека для воспитания» (1847—49) под редакцией П. Г. Редкина. Во 2-й половине 19 в. под влиянием революционно-демократического движения появились прогрессивные Д. и ю. ж.: «Подснежник» (1858—62), «Рассвет» (1859—62), «Родник» (1882—1917), «Детское чтение» (1869—1906, с 1906 переименован в «Юную Россию», выходил до 1918), последний редактировали сначала А. Н. Острогорский, затем В. П. Острогорский и Д. И. Тихомиров. В этих журналах печатались лучшие произведения русской и мировой литературы. В то же время получили распространение журналы, в которых значительное место занимали псевдоромантические повести, пропагандировались буржуазно-филантропические идеи («Задушевное слово» и др.). В конце 19 в. начали выходить научно-популярные журналы («Юный читатель», с 1899, запрещён в 1906, и др.). В литературном журнале «Тропинка» (1906—12) наряду со стилизованными фантастическими и мистическими сказками, стихами символистов печатались произведения А. Куприна, А. Н. Толстого, К. Чуковского и др. Процесс нарастания борьбы революционного пролетариата отразился и на характере новых Д. и ю. ж. Появляются журналы, близкие революционно-демократическому направлению: «Золотое детство» (1907—1917), «Маяк» (1909—18) под редакцией И. И. Горбунова-Посадова. Последний журнал рекомендовала детям рабочих газета «Правда» (25 декабря 1912).

Всего в России с конца 18 в. до Октября 1917 издавалось в разное время более 100 Д. и ю. ж.

После победы Октябрьской революции советские Д. и ю. ж., как и вся советская Детская литература, становятся активными помощниками партии и государства в деле коммунистического воспитания подрастающих поколений. Первый советский журнал для детей «Северное сияние» (1919—20) был основан М. Горьким. С 1919 Д. и ю. ж. выходят не только в Петрограде и в Москве, но также и во многих др. городах. С созданием пионерской организации (1922) появляются пионерские журналы «Барабан» (1923—26, слился затем с «Пионером»), «Юные строители» (1923—25), «Юные товарищи» (1922), «Пионер» (с 1924); специальные журналы для крестьянских детей: «Искорка» (1924—33), «Дружные ребята» (1927—53, в 1933—1937 выходил под названием «Колхозные ребята»). Большую роль в развитии советской детской художественной литературы сыграли журналы «Воробей» (впоследствии «Новый Робинзон», 1923—25), «Ёж» (1928—35), «Чиж» (1930—41), «Затейник» (1929—41 и 1946—53). Рост интереса юношества к вопросам преобразования природы, к технике вызвал необходимость создания специализированных научно-популярных журналов — «Юный натуралист» (с 1928), «Юный техник» (с 1956), «Квант» (с 1969) и др.

         Перед детской литературой, в том числе и перед журналами, постановлением ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию советской детской литературы» (1969) выдвинута задача повышения идейно-художественного уровня публикуемых произведений в целях воспитания у ребят преданности коммунистическим идеалам, любви к Родине, высоких морально-этических качеств, чувства пролетарского интернационализма, трудолюбия, интереса к знаниям.

В 1971 в СССР выпускались центральные Д. и ю. ж.: «Весёлые картинки», «Мурзилка», «Пионер», «Юный натуралист», «Костёр», «Юный техник», «Советский школьник» (для слепых детей). В союзных республиках, а также в Татарской и Башкирской АССР выходят Д. и ю. ж. на национальных языках. В некоторых крупных городах выпускаются детские альманахи («Звёздочка», с 1953, и «Дружба», с 1951, в Ленинграде, «Волжские зори», с 1949, в Куйбышеве, «Тропинка», с 1967, в Новосибирске, и др.). В круг чтения старшеклассников входят также комсомольско-молодёжные журналы — «Вожатый», «Комсомольская жизнь», «Юность», «Смена», «Знание — сила», «Техника — молодёжи» и др. Вопросы детской журналистики и руководства детским чтением освещаются критико-библиографическим журналом «Детская литература».

 

Русская пресса для юного читателя в отличие от «взрослой» началась с журнала.

До середины XVII века детской литературы не существовало. Журнал русского просветителя Н. Новикова «Детское чтение для сердца и разума» положил начало отечественным изданиям для юного читателя. Он выходил в виде еженедельного приложения к «Московским ведомостям» с 1785 по 1789 год. В издании журнала Н. Новиков видел, прежде всего, возможность провести в жизнь свои педагогические и просветительские идеи. Детский журнал, по мнению редактора, должен был служить «для сердца и разума», воспитывать добрых граждан, с ранних лет разъяснять юным читателям законы добродетели. В нем следует проводить идеи гуманности, истинного благородства, честности, великодушия. Издание носило энциклопедический характер: на его страницах печатались научные статьи, беседы о явлениях природы, рассказы, басни, комедии, шутки. По мнению основателя, журнал должен был «служить для сердца и разума, воспитывать добрых граждан».

 

Журнал Н. Новикова вызвал подражание, и с начала XIX века периодические издания для названной аудитории стали выходить один за другим. «Друг юношества и всяких лет» М. Невзорова (1807-1815), и аналогичные по содержанию «Друг детей» Н. Ильина (1809), «Новое детское чтение» С. Глинки (1821—1824).

У первых журналов были и другие особенности: они выходили при полном отсутствии детской литературы, между тем как вопрос о ее создании уже стоял перед обществом. Кроме того, необходимо было считаться с грамотностью населения— подавляющее большинство детей России не умело читать.

Так же следует упомянуть журнал «Друг юношества» (1807 — 1815 годы; с 1813 года он назывался «Друг юношества и всяких лет»). Журнал сыграл заметную роль в развитии периодики для детей. Издатель его, Н.И.Невзоров, был последователем просветительских идей Н.И. Новикова. В журнале публиковались стихи, рассказы, повести современных авторов, научно-популярные статьи по истории, географии и, другим наукам.

Другой известный детский журнал относится уже к середине века — это «Библиотека для воспитания», (1843 — 1846). Основал и редактировал его литератор-славянофил Д.А. Валуев; сотрудниками были известные писатели, ученые, просветители: Т.Н. Грановский, Ф.И. Буслаев, И.В. Киреевский и другие. Основные материалы журнала посвящены истории Российского государства, памятникам прошлого, истории и быту славянских народов. Не было в журнале ни иллюстраций, ни развлекательного раздела, так как редактор его считал, что для юных читателей главное — «в добротности статей, составляющих журнал».

В 1847 году редактором журнала стал профессор П.Г. Редкий. В 1847 — 1849 годах журнал выходит под названием «Новая детская библиотека». По характеру включаемых в него материалов он стал похож на сборник научно-популярных статей.

 

П.Г. Редкий заложил основы серьезного научного просветительства. Он требовательно относился к авторам и переводчикам, сам скрупулезно отбирал материал из научных статей. Так, помещая познавательные очерки «О Луне», «Об Атлантическом океане», «О машинах», он рядом печатал первые переводы сказок Андерсена, пересказы «Илиады» и «Одиссеи», переложение Нестеровой летописи — «Повести временных лет». Белинский считал, что журнал Редкого — единственный, который можно рекомендовать для детского чтения.

 

«Подснежник. Журнал для детского и юношеского возраста» выходил в 1858 — 1862 годах, выпускал его известный поэт В. Майков. Это издание было заметным явлением в детской периодике тех лет, тем более, что многие детские журналы к тому времени уже исчерпали себя. «Подснежник» широко печатал современных русских авторов реалистического направления, публиковал много переводных произведений — Шекспира, Андерсена, Бичер-Стоу, Гофмана, братьев Гримм.

В 60-е годы детская журналистика значительно расширила сферу своего существования и влияния за счет обращения к более массовому числу читателей. Этому способствовала происходившая в тот период либерализация образования, школа становилась значительно демократичнее, охватывала все более широкие круги россиян.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С. Глинка, А.О. Ишимова, А. Зонтаг, В. Бурьянов, П. Фурман, Б. Федоров и другие.

 

При активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые жанры. С. Глинка сделал устойчивым жанром «рассказ из истории»; В. Бурьянов ввел такую форму повествования, как «прогулки с детьми»; развитие научно-художественного повествования связано с именем А.О. Ишимовой.

Многие детские писатели сами издавали журналы для детей.

 

Сергей Глинка  издавал в 1819 — 1824 годах журнал «Новое детское чтение». На страницах этого журнала рассказывалось о русском патриархальном быте и народных обычаях, изображались идеальные отношения помещика и крепостного — в качестве наставления для юных дворян.

 

Борис Федоров (1798 — 1895) выступал как писатель и переводчик и заслужил у взрослых современников печальную славу графомана. Однако его деятельности на ниве детской периодики заслуживает внимания. Его журнал «Новая детская библиотека» дает представление о литературе для маленьких читателей пушкинского времени, о ее жанрах, темах и сюжетах, мотивах и образах. Содержание журнала было весьма разнообразно: рассказы об античных героях и выдающихся людях более поздних эпох, очерки о природе, о растениях и животных, повести и заметки на религиозные темы.

Первым частным журналом, выходившим на протяжении более чем 20 лет, стал журнал А.О. Ишимовой «Звездочка» (1842—1863).

Об Александре Осиповне Ишимовой (1805 — 1881) следует сказать особо, так как она сыграла особую роль в развитии литературы для детей первой половины XIX века.

Тяжелы и суровы были ее молодые годы. Сопровождая ссыльного отца, она не могла получить образования, всему училась сама, по книгам. Самостоятельно овладела и языками: французским, английским и немецким, да так, что переводами зарабатывала себе на жизнь. Обладая от природы писательским даром, А.О. Ишимова решила написать «Историю России в рассказах для детей», трудилась шесть лет, и результат превзошел ожидания: она стала самой популярной писательницей, а с 1842 года в Санкт-Петербурге приступила к изданию журнала «Звездочка», затем с 1850 года— «Лучи» (1850—1860). Оба журнала предназначались для девочек.

 

А.О.Ишимова основала два журнала: «Звездочка» (1842 — 1863) и «Лучи» (1850 — I860). Первый из них предназначался девочкам младшего возраста, второй — более ставшим, воспитанницам институтов благородных девиц. Основной тон журналов был сентиментальным, характерным для обучения девочек в то время (религия, благоговение перед царем, семья). Оба журнала резко критиковались Белинским и его последователями — революционерами-демократами.

Наша отечественная литература для детей многим обязана именно этому периоду — первой половине XIX века, золотому веку русского искусства. Столь бурный рост детского книгоиздания, изобилие журналов не могли не дать плодотворных результатов. Появились и новые жанры литературы для детей — научно-художественный и научно-популярный. А история Отечества становилась ведущей темой детской литературы. И еще одна важная особенность этого периода: крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень скоро входили в круг детского чтения.

 

Конец 50-х годов — эпоха расцвета детской журналистики, а в 60-е годы не проходило и года, чтобы не возник один, а, то и два детских журнала.

С 1858 года в Санкт-Петербурге начал выходить «Подснежник» (1858—1862) под редакцией талантливого критика В. Майкова, считавшего своей задачей: «...доставлять раннему возрасту обоего пола непрерывный, беспрестанно наполняющийся и разнообразно изменяющийся источник чтения».

 

В конце ХIХ века детские журналы демократизируются, обращаясь к читателям из рабочих семей. Публикуются в. них произведения писателей-реалистов — сильные по эмоциональному воздействию и социальной направленности рассказы, повести, очерки, стихотворения. Таким образом, «еще до 1917 года детская журналистика решала важнейшие проблемы формирования духовного облика юного читателя — его взглядов на жизнь и окружающее общество, его эстетических вкусов, давала ему доступные научные знания.

Продолжает выходить вплоть до 1917 года один из самых заметных долгожителей среди детских журналов этого периода — «Задушевное слово» (1876 — 1917, с трехлетним перерывом).

В начале 1900-х годов появились три журнала, основанные одним издателем, детским писателем А. Федоровым-Давыдовым: «Светлячок» (1902—1916), «Путеводный огонек» (1904—1918), «Дело и потеха» (1905—1909). Редактор стремился, прежде всего, развлечь ребенка, занять его и при этом преподать жизненные уроки, познакомить с явлениями природы.

Другой популярный журнал — «Игрушечка» (1880 — 1912) — предназначался только для маленьких. Издавала его Т.П. Пассек, дружившая с А.И. Герценом. В каждом номере помещались сказки, занимательные рассказы, стихи, биографии знаменитых людей, природоведческие очерки. Кроме того, в журнале были отделы «Игры и ручной труд», «У рабочего стола». Специальный раздел «Для малюток» печатался более крупным шрифтом.

Каждые две недели выходил журнал «Светлячок» (190? — 1920), редактором и издателем которого, как уже отмечалось выше, был писатель А. А. Федоров-Давыдов. Предназначался этот журнал детям младшего возраста. Большая часть его материалов носила чисто развлекательный характер, что вызывало нарекания демократической критики. Сильной стороной этого издания признавались его многочисленные приложения — игры, забавные игрушки, поделки, которые должны были изготавливать сами дети.

Великолепно иллюстрированным изданием для детей среднего возраста был журнал «Тропинка» (1906 — 1912). В оформлении его принимали участие такие известные художники, как И. Билибин, М. Нестеров, П. Соловьева. С самого начала в журнале сотрудничали А. Блок, К. Бальмонт, А. Ремизов. На его страницах часто появлялись фольклорные сказки, легенды, былины в обработке писателей.

Для детей среднего и старшего возраста издавался журнал «Маяк» (1909 — 1918). Был в нем и специальный отдел для маленьких. Редактировал журнал И. И. Горбунов-Осадов — писатель, последователь идей Льва Толстого. И сам Толстой предоставлял свои детские произведения этому изданию. Общая демократическая направленность привлекала к журналу соответствующих авторов. В нем печатались, например, Н. К. Крупская (рассказы «Мой первый школьный день», «Леля и я»), Демьян Бедный и ряд авторов близкого им направления. Новаторскими для детской журналистики стали рекомендательно-библиографический отдел и раздел «Письма наших читателей и ответы на них», печатавшиеся в «Маяке».

 

Значительную роль в становлении детской периодической печати после 1917 года сыграл основанный М.Горьким журнал «Северное сияние».  Воспитание духа активности, интерес и уважение к силе разума, к поискам науки, к великой задаче искусства- сделать человека сильным и красивым. Идея воспитания уважения к творческому труду. Рассказы, сказки, научно-популярные очерки.

 

 

«Газетка для детей и юношества» дожила до октября 1915 года, когда «чрезвычайные обстоятельства и затруднения, вызванные войною, недостаток бумаги на рынке и поднятие цен на нее, вздорожание всех других материалов и типографских работ вынудили» издателя-редактора С. Панафидину прекратить выпуск газеты. В последнем ее номере писалось: «Как еженедельное издание, журнал приближался к типу газеты и имел соответствующие отделы хроники и руководящих статей. Пятилетнее существование «Газетки» доказало, что этот новый тип издания в России вполне отвечает насущной потребности».

 

В 20—30-е годы в нашей стране была создана разветвленная сеть детских газет и журналов, перед которыми стояла задача, не имевшая аналогов в практике мирового общежития,— формировать мировоззрение человека нового советского типа, эффективно влиять на развитие личности будущих строителей общества социальной справедливости.

В 1922 г. создается пионерская организация. С этого времени начинается эпоха детских пионерских журналов, иные не предусматривались. Создатели журналов смотрели на ребенка, прежде всего как на будущего строителя коммунизма, стремились с детства привить верность идеям правящей партийно-коммунистической верхушки.

В 1922 г. в Москве и 1923г. в Петербурге вышли два однотипных журнала «Юные товарищи» и «Барабан», посвященные организаторским вопросам пионерского движения. Это были первые советские общественно-политические журналы для детей. Просуществовали они около года, основная тематика – организационные вопросы пионерского движения.

Многочисленные периодические издания того времени — «Юный Спартак», «Ленинские искры», «Пионер», «Барабан», «Новый Робинзон», «Дружные ребята» и многие другие — выполняли грандиозный заказ времени с пылом, который бывает сродни лишь эпохам великих революционных преобразований.

Тем не менее, выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928— 1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет.

 

К этому времени относится также и идея создания нового «Ежемесячного журнала» (сокращенно — «Еж»). Журнал был рассчитан на аудиторию среднего школьного возраста — пионеров.

 

В 60-80 е годы каждый детский журнал имел свой возрастной адрес и специализацию.

Дошкольники- Веселые картинки, младшие школьники- Мурзилка, подростки- Пионер; Костер, молодежи- Юность.  Научно-познавательные журналы были рассчитаны на школьников: Юный натуралист, Юный техник, Уральский следопыт.  Журнал Детская литература – организован с 1932 г. как критико-биографическое издание, отражение лит. процесса, теории и истории дет.лит, кино, театра, книжных иллюстраций.

 

Веселые картинки- юмористический журнал для дошкольников. Объем иллюстраций=объему текста. Стихи, короткие рассказы, песенки, загадки.

 

 

 

Обзор периодического издания:

  1. Выходные данные, адресат
  2. Структура издания. Постоянные разделы
  3. Художественное произведение в журнале
  4. Иллюстрация, полиграфия
  5. Рекомендации к чтению

 

Журнал Мурзилка  начал выходить в 1924 году. Для детей младшего школьного возраста. Авторы: Гайдар, Маршак, Чуковский, Пришвин, Паустовский. Художники: Дейнека, Чарушин, Черемных, Рачев.

В качестве названия создатели журнала взяли имя забавного персонажа из популярного журнала прошлых лет Задушевное слово.  Новый Мурзилка более деятелен: его главный девиз-спешить на помощь ко всем, кто попал в беду. Разделы Мурзилкин клуб, Мурзилкина почта предназначались для связи с читателями. И сегодня Мурзилка стремится сохранить традиционную связь с читателями: письма, анкеты, встречи дают информацию о жизни и интересах современных детей. Учитывая эту информацию, журнал строит свою работу, не изменяя сложившимся эстетическим и педагогическим принципам. В журнале печатаются художественные и научно-познавательные произведения, фантастика и приключения + множество развлекательных игровых материалов. Рубрика Прогулки со словами предназначена для повышения грамотности. Конкурсы на лучшее сочинение развивают воображение и речь.

Продолжая печатать произведения известных писателей, журнал старается пополнить свой авторский актив и новыми именами. Мурзилка успешно борется с монотонностью публикаций, скукой и навязчивой назидательностью и с тем, что не совпадает с меняющимися духовными интересами современного ребенка.

 

«Мурзи́лка» — популярный детский литературно-художественный журнал. Издается с 16 мая1924 года. Адресован детям от 6 до 12 лет. Главный редактор — Татьяна Андросенко.

В 1937 г. художник Аминадав Каневский создал ставший известным в СССР образ щенка-корреспондента Мурзилки — жёлтый пушистый персонаж в красном берете, с шарфом и фотоаппаратом через плечо.

В журнале начинали свой творческий путь такие писатели, как Самуил МаршакСергей МихалковЕлена БлагининаБорис ЗаходерАгния БартоНиколай Носов.

 

В 2011 г. журнал был занесен в книгу рекордов Гиннесса. Он был признан изданием для детей с самым длительным сроком существования[2].

В XXI веке «Мурзилка» — полноцветное глянцевое издание. При этом журнал по-прежнему сохраняет традиции, собирая на своих страницах только лучшие образцы современной российской литературы для детей. Несколько рубрик о искусстве, истории России, природе, развлекательные, образовательные, развивающие вкладки делают нового «Мурзилку» содержательным и интересным.

В журнале публикуются классики: Яков Аким, Владислав Бахревский, Михаил Грозовский, Сергей Козлов, Юрий Кушак, Виктор Лунин, Сергей Михалков,Святослав СахарновИрина ТокмаковаМихаил ЯсновЛеонид Яхнин. А также современные детские писатели: Сергей Белорусец, Сергей Георгиев, Марина Дружинина, Галина Дядина, Игорь Жуков, Виталий Злотников, Михаил Лероев, Маша Лукашкина, Сергей Олексяк, Анастасия Орлова, Андрей Усачёв, Елена Яхницкая.

Специальные рубрики журнала ведут: Екатерина Алленова («Галерея искусств «Мурзилки»)-о картинах, Виктор Кологрив («Красная книга «Мурзилки»)-об исчезающих видах животных и растений , Ирина Соковня («Поговорим по душам»), Олег Тихомиров («Путешествия и открытия»).

 

 

Бумага глянцевая, объем небольшой- ок. 30 страниц. Картини большие и красивые. Но по сравнению с журналами 20летней давности комиксы сильно осовременены как в плане техники рисования, так и в плане содержания .В середине журнала печатаются репродукции картин, календари, приложения Сделай сам.

Каждый номер начинается с обращения Мурзилки к читателям. Журнал №8 за 2010 год является особенным- этот номер посвящен г. Ярославлю, которому исполнилось 1000 лет, и детей приветствует мэр этого города. Номер тематически связан с историей и искусством Ярославля: путешествие по городу, рассказ о прикладном искусстве, об архитектуре, музеях, в т.ч. музее Н.А.Некрасова.

В каждом номере присутствуют рубрики:

Струкура журнала:  Приветственное письмо, Рассказ, ребусы и загадки, рассказ о к-л музее (музей истории шоколада и какао например), стихотворения, кроссворды, раскраски, комиксы (№12. 2011- комикс- хакер взломал комп Деда Мороза). Также приложения на толстой глянцевой бумаге- сделай сам и т.д. макеты дракона- новогодняя тематика.+ рецепты, судоку, кроссворды, бродилки-аркады и т.д.

На заднем форзаце- рубрика Это интересно- про экзотических животных и т.д.

Рубрик Поговорим по душам и письма читателей в современном издании не обнаружено О_о.


09.01.2014; 22:05
хиты: 884
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
мировая литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь