Во второй половине 80-х – начале 21 века поэзия для детей развивается в основном по игровой модели, заданной в Серебряном веке и 20-30-х годах. Главным принципом здесь была игра со словом. К примеру, Тим Собакин взял слово «бегемот» и написал цикл произведений в прозе и стихах, в том числе и с применением изощренной стиховой техники, но травестированной, юмористически сниженной. Его фигурное стихотворение «Квадратный бегемот (Урок чтения задам-наперед)» пародирует формалистические изыски поэзии для взрослых и превращает скучный урбанистический пейзаж в смешной портрет.
Новые тенденции в поэзии – в снятии табу с ряда тем и в развитии их на основе естественно сложившихся традиций современного детского фольклора. Оказалось возможным гротескно-сатирическое изображение учителей. Достается и детям от поэтов, высмеивающим их самих, и «методические» произведения для их развития. Поэт-эксцентрик Бонифаций предлагает образцы учебно-игровых стихов («Зелень./Козе лень») и одновременно смеется над подделками под игровые стихи и искусственно выращенными стихотворцами.
К этому стишочку
Сочини-ка сам
Следующую строчку:
…………………………………
Ну, еще разочек:
…………………………………
Плачу я в платочек!
Просто гений ты!
Недостаток лиризма в игровых и сатирических стихах отчасти восполняется творчеством поэтов старшего поколения. Наряду с новыми стихами печатаются мастера, чей стиль сложился несколько десятилетий назад. Лиризм стихов В. Лунина (1945 - ) чаще всего возникает с мотивом едва заметного перевоплощения, что позволяет прочувствовать и понять нечто важное, соприкасающееся с далеким пока миров взрослых переживаний. Как в стихотворении «О чем грустят кораблики», в котором развивается классический мотив, звучащий в стихах Хармса, Маршака, Токмаковской: