Критерии выделения детской литературы из общих рамок литературы до сих пор однозначно, объективно не установлены.Еще средневековые авторы понимали, что для детей нужно писать иначе, чем для взрослых.
Наиболее объективным критерием вычленения детской литературы можно считать категорию читателя-ребенка. Таким образом, детская литература есть одно из социокультурных явлений, сопровождающих развитие в обществе детской субкультуры'.
Образ читателя-ребенка, «зашифрованный» в тексте, узнаваем сразу: по одной строфе или даже стиху, по одному абзацу или фразе можно определить читательскую адресацию текста — «детское» или «недетское» произведение перед нами.
Современное понятие детской литературы имеет два значения. Первое — обиходно-бытовое, когда детской литературой называют все произведения, которые читают дети. Однако специалисты (литературоведы, библиотекари, педагоги) предпочитают второе значение — научное.
В научной классификации различают три вида произведений. К первому виду относят произведения, прямо адресованные детям (например, сказки Корнея Чуковского). Второй вид составляют произведения, созданные для взрослых, но нашедшие отклик у детей и навсегда поселившиеся на детских полках (сказки Пушкина, им подобные произведения следует относить к кругу детского чтения). Наконец, третий вид — это произведения, сочиненные детьми, его чаще называют детским литературным творчеством.
Кроме данной общепринятой классификации можно делить произведения для детей на устное творчество и письменно-печат- ную литературу. Написанию многих книг для детей предшествовали устные рассказы взрослых: так появились повесть-сказка Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители», сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек».
Классифицировать детскую литературу можно и по родам (эпос, лирика, драма), и по жанрам.
Психика детей плохо приспосабливается к мысли о дисгармоничном мире, произведение должно возвращать их в мир гармонии. С упоением читая о кораблекрушении, ребенок едва ли одобрит сообщение о том, что все потонули и тем история завершилась.
Дети жаждут счастливой развязки, требуют «правдивости» даже в сказочно-фантастических произведениях, они очень чутки к этической позиции автора и ждут от него одобрения мира детства, допуская благожелательную критику частных недостатков.
Одобрение мира детства — в разрешении конфликтов между взрослыми и детьми преимущественно в пользу последних, в оправдании детских проделок и т. п. Отрицательные герои изображаются как враги детства и носители отрицаемых детьми этических черт («нехороший» Бармалей плох тем, что «жадный» и «кушает детей»).
Вместе с тем юные читатели требуют, чтобы в произведении было «все как в жизни», даже если им представлен совершенно фантастический персонаж.
Герои могут быть «хорошими» и «плохими», любимый герой может совершать ошибки и проступки, однако маленький читатель ищет согласия с автором в этических оценках героев и событий (он еще не научился вести диалог-спор с книгой, ему нужен собеседник-единомышленник).
Таким образом, жанровая классификация детской литературы обусловлена не только замыслами писателей, но и вкусами юных читателей. Виды детской литературы определяются функцией книги. Hayчно-познавательная литература подразделяется на учебно-познавательную (школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п.) и художественно-познавательную (очерки, рассказы, сказки, в образах раскрывающие объективное содержание явлений природы). Так называемая этическая литература — повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она в свою очередь делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также на их производные. Кроме того, существует развлекательная литература; обычно она не в чести у взрослых, например популярная в XIX веке книга «Степка-растрепка». Развлекательная литература находится в оппозиции по отношению к другим видам детской литературы и ближе всего стоит к детскому фольклору.
Итак, мы употребляем понятие «детская литература», имея в виду его трехчленное содержание: 1) произведения, адресованные детям,2) произведения для взрослых, перешедшие в детское чтение, и 3)творчество детей. На первый взгляд три слагаемых объединяет общий признак — происхождение текстов. Строго определить адресацию текста часто невозможно.
Другой подвох в понятии «детская литература» — распадение слагаемых на разные ряды: «литература», «чтение», «творчество».
Об истинной роли детского творчества можно догадаться по стадиальной расстановке компонентов триады. Первый, наиболее древний компонент — детское чтение(1) — существует столько же, сколько письменная традиция.
ЛК: Детское чтение- это трансформирование взрослого чтения. жанры: движение от эпохи к эпохе. Роман считался неподходящим чтением. но приветствовался жанр повести как имеющий дидактическую направленность. Комедии. Драма непрменно с хорошим концом. Сказки (попали в круг чтения только в конце 19в.)
К тому же само современное понятие литературы с превалирующим в нем эстетическим значением сформировалось не ранее XVIII века, в эпоху автономизации национальных литератур, когда старинный аристократизм в понимании литературы начал вытесняться «народностью». В последней четверти XVIII века оформился второй компонент триады — литература для детей(2).
ЛК: особый адресат, требующий особых коммуникативных средств. Детская лит-ры исторически формировалась вместе со взрослой. Они ровесники. В Др. мире существовала необходимость обучить детей власть имущих, для этого создавались спец. тексты. складывается особый институт детских писателей. Изначально к дет. писателям относились как к маргиналам лит-ры. Белинский: Дет писателем нельзя стать, им надо родиться.
В 1775 году вышел первый немецкий детский журнал — Х.Ф.Вейсе «Друг детей». Первый русский журнал для детей «Детское чтение для сердца и разума» состоялся в 1785 году на волне подъема отечественной периодики и «легкого» чтения переводного и оригинально русского характера. Н. И. Новиков и писатели его круга публиковали в журнале для детей произведения «демократического» толка.
Важный этап формирования детской литературы — классический романтизм . Э.Т. А. Гофман впервые провел границу между двумя видами литературной сказки — взрослой и детской (хотя сказки для детей — с аллегориями и назиданиями — создавались и в доромантическую эпоху). Братья Гримм в своем собрании народных сказок выделили ряд детских. В подражание детским народным сказкам писатели-романтики предложили свои образцы. Так, В.Ф.Одоевский пишет сказку «Мороз Иванович» — по мотивам сказки из собрания братьев Гримм.
Романтики объявили эстетической ценностью детскую фантазию, воодушевились ею и создали новаторский тип произведений, в которых диалог ребенка со взрослым и детская игра послужили культурными образцами. Не только фольклор питал творчество романтиков, но и впервые ими замеченный феномен детской субкультуры.
Романтики привили обществу внимание к детским воспоминаниям, да и вообще к детскому мироощущению.
Произведения для детей на протяжении XIX века писались на литературном языке, их этико-эстетический канон совпадал с нормативным представлением о литературности — даже если произведения были бездарными.
Иная ситуация сложилась в XX веке. Современное произведение детской литературы покажется нам старомодным, если мы не найдем в нем какой-нибудь неправильности — неологизма, выдаваемого за детское речение, искаженной грамматической формы и чего-то подобного, относящегося к общепринятому представлению о детской речи и детском творчестве. Дело в том, что XX век добавил к двум слагаемым третье — творчество детей(3). Третье слагаемое — творчество детей — кажется эмоциональной данью детским дарованиям. Детское творчество строго отделено от понятия «литературы», да и справедливо: оно не обладает свойством саморефлексии. Дети не нуждаются в создании научных теорий, объясняющих их творчество, или в критике. Детское творчество не рассчитано на тиражирование и массовое распространение: оно не нуждается в книжной форме, но и не предполагает устойчивой устной передачи, за исключением отдельных форм — детских анекдотов, страшилок и пр. Мода на публикацию детских произведений, чаще всего стихов, — примета книгоиздания XX века. Такая публикация допустима и уместна в детском журнале, да и то на последних страницах, рядом с самыми «несерьезными» материалами. Только в отношении детских произведений легко определить и замысел автора, и адресацию. Пишет ребенок, пишет для таких же, как он сам, или для дорогих ему взрослых людей. *(Лит-ра, написанная детьми не является лит-рой, но это мощный фактор для развития лит-ры для детей).
В истории русской детской литературы отчетливо виден рубеж, с которого начинается третья стадия формирования триединого феномена детской литературы. Этот рубеж отделяет «старую» детскую литературу, развившуюся на почве русской классической культуры, и «новую». «Новая» детская литература была ориентирована на свойства литературно-речевого творчества детей, имеющего много общего с устным народным творчеством и живым языком.
В целом литература для детей проходит свой путь развития, согласованный с общим литературным процессом, хотя и не с абсолютной точностью. В истории литературы для детей выделяются те же периоды и направления, что и в общем литературном процессе: средневековый Ренессанс, барокко, просветительский классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм, постмодернизм... Вместе с тем это именно свой путь развития, цель которого — создание литературы, отвечающей запросам особенных читателей. Долго и трудно шел отбор специфических форм и приемов. В результате любой читатель легко может различить, для кого создано данное произведение — для детей или для взрослых.
Тезисно:
- В историко-литературном представлении детство, как и прочие эпохи развития человека, есть комплекс эстетических оценок, скрепленный культурной традицией и меняющийся под воздействием различных общественных тенденций.
- Детская литература возникла на пересечении художественного творчества и учебно-воспитательной деятельности и является областью искусства, функции которого — доставлять ребенку эстетическое наслаждение и способствовать формированию его личности.
- Детская литература — часть общей литературы, обладающая всеми присущими ей свойствами, при этом ориентированная на интересы детей-читателей и потому отличающаяся художественной спецификой, адекватной детской психологии.
- Литература для детей — высокое и трудное искусство.
- Будучи боковой ветвью литературоведения, наука о детской литературе питается от общих корней и имеет аналогичное строение. К базовым отраслям науки, поставляющим эмпирический материал, относятся библиография, источниковедение, текстология. К надстроечным отраслям, моделирующим факты в целое, относятся история и теория детской литературы, а также примыкающая к ним социология детского чтения.
- Научные дискуссии о детской литературе сводятся к проблеме вычленения детской литературы из общих границ литературы.
- Объективным критерием вычленения детской литературы является категория читателя-ребенка.
- В основной научной классификации различают литературу для детей, литературу, входящую в круг детского чтения, и творчество детей.
- Слагаемые детской литературы возникли на разных стадиях ее развития.
- функциональные виды детской литературы включают учебно-познавательные, этические, развлекательные произведения.
- Практическая классификация детской литературы есть классификация читателей.
- Особенное мышление ребенка требует сопровождать литературный текст рисунками художника.