пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

крах философии Ивана к-ва.

Образ Ив. Карамазова в романе “Братья  Карамазовы”  Ф.М.  Достоевского отображает философию “бунтующего человека.”В работе были рассмотрены  3  этапа  протекания  бунта  героя.  Данные этапы  были  выделены  на  основании  анализа   мировоззрения   героя,   его “эволюции”  и  продвижении  в  действии.  Тем  паче,  что   подобные   этапы просматриваются в состоянии любого бунта, к  такому  выводу  пришел  Камю  в

своей  работе  “Бунтующий  человек.”  Он,  вслед  за  Достоевским,   изучает

проблему бунта, основываясь на материале философской прозы 19 и  20  в.в.  И

отмечает основные тенденции в развитии бунтарских настроений.Первый этап бунта Ивана - отрицание Бога.  Ив.  Карамазов  приходит  к отрицанию Бога из-за страдания,  увиденного  им  вокруг,  которое  не  может

оправдать промысел Божий, мир Божий и Божью Истину.  Но,  как  мы  выяснили,

Иван - не единственный человек, который  возроптал  на  Бога  из  жалости  к

другим  людям.  По  мнению  религиозных  философов,  в  частности  Бердяева,

жалость к людям может быть  и  самым  высоким  чувством,  не  может  быть  и

отрицательным чувством, вызвать  отвержение  Бога,  ибо  человек  испытывает богооставленность. Но только христианство дает смысл страданию и делает  его выносимым через тайну креста. Иван не понимает этого  и  поэтому  встает  на путь  бунта  против  Бога,  но  не  столько  против  него,  сколько   против

миропорядка,  созданного  им.  Иван,  в  разрез  с   мировоззрением   самого

писателя, отвергает идеал Христа ради Истины, факта.Достоевский же считает, что один только разум не  способен  понять  добро  и зло. Он даже не в состоянии их развести и постоянно путает  одно  с  другим. Что и произошло с Иваном. По мнению писателя, Истина одна, и она в Христе  - идеале Нравственности, Красоты и Добра. На этом этапе Иван отвергает любовь, Бога, бессмертие,  для  него  нет

бессмертия, нет награды, нет кары. В своем проявлении герой Достоевского не является одинокой фигурой  не творческом поприще. Вслед за Камю,  в  этой  главе  мы  отмечаем,  что  бунт против  Бога  был  предпринят  и  маркизом  де  Садом,  и   героями   Виньи, Лермонтова. Поэтами Бодлером и Ласенером, что еще  раз  подтверждает  умение Достоевского -  гениального  художника  выделить  самое  главное  из  многих голосов и показать его в художественном и философском осмыслении.Следующий этап  бунта  Ивана  -  нигилизм.  Романтический  бунт  Ивана превращается во “все  дозволено”,  в  революцию  нигилизма.  Поэма  “Великий Инквизитор” раскрывает новую ступень в мировоззрение Ивана - идея  всеобщего

равенства путем временного закабаления - вот идеал Ивана.Их трех тезисов Ивана - бытие бессмысленно, Бога нет,  бессмертия  нет - непосредственно следует мысль о невозможности  объективного  нравственного закона. Четкое следствие из всего этого звучит буквально:  “Все  дозволено!”Он  отвергает  не  только  Бога,  но  как   следствие   мир,   смысл   всего

существующего, он  по  своему  усмотрению  выводит  новые  ценности,  взамен отрицанию и разрушению старых.Рассматриваемое  явление  -  нигилизм  -  нашло  широкое  отражение  в

философии XX века.Это и Штирнер и Ницше, и экзистенциалисты. Все они отвергают  бога,  а взамен предлагают разрушение морали, старых порядков  и  возведение  в  ранг

ценностей “сверхчеловека”, “свое Я”, “абсурд”. На  данном  этапе  бунта  Иван  Карамазов  перекликается  с   образом

Заратустры, созданным великим отрицателем, великим нигилистом - Ницше.  Иван Карамазов восстает против Бога - убийцы; замыслив свой  бунт,  он  извлекает

из него закон убийства. Нигилистическое  отрицание  веры  христианской  есть

прежде всего бунт против власти, которую они представляют. Ни один  нигилист

не видит в отрицании ничего, кроме средства к достижению высшей  цели.  Воля

в нигилистическом сознании, как говорил сам писатель, “ближе всего к  ничто,

самые  уверенные  ближе  всего  к  самым   нигилистичным.”   Конечная   цель

радикального нигилизма есть уничтожение человечества. Но он  ведет  людей  с

завязанными глазами, чтобы они в пути были  немножко  счастливы,  -  в  этом

своего рода извращенная человечность.

      Еще одна  причина  бунта  героя  -  гордость,  самолюбие.  Именно  они

толкают Ивана на уже существующих ценностей, на путь преступления.

      На третьем этапе бунт Ивана выливается в  “метафизическую  революцию”,

в “нигилизм действия.” Добродетель  не  существует,  точно  так  же,  как  и

бессмертие,  значит  можно  допустить   убийство,   отца.   В   отцеубийстве

разрывается связь человечества во времени и тем самым  в  конечном  счете  с

Богом как творцом ограниченного временем человека.  Отказ  от  нравственного

закона мстит за себя утратой самоуважения. Там, где имеет  место  переоценка

ценностей,  вообще  не  остается  никакой  принимаемой   всерьез   ценности.

Достоевским сделано уникально описание бесовства в этой связи.  Дьявол  есть

появляющееся  на  поверхности  сознания  расколотое  Я.   Такое   зло   есть

одновременно  и  продукт   раздвоения   человеческого,   и   выражение   его

собственного  Я.  Иван  -  образ,  который  испытывает  на  себе  раздвоение сознания, заражение “бесовством”. Причина болезни - дилемма, вставшая  перед

ним: быть добродетельным и отказаться от бунта или не быть им  и  продолжать

бунт.Достоевский показывает в романе, что бунт ведет к  крушению  личности,

к тому, что человек перестает различать добро и зло. Бунт есть  не  свобода,

а  рабство.  Ибо  человек  только  тогда  и  именно  в  нравственном  смысле

свободен, когда его воля обращена к добру.


хиты: 198
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь