пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Образ Алеши Карамазова.

Послед.и высочайшая вершина творчества Д. – роман «БК», над которым писатель работал в 1878-1880. Роман связан с давним замыслом «Жития великого грешника», и перед его центральным героем — Алешей — также открывался путь испытаний, который должен был привести к выстраданному праведничеству в конце эпопеи. В таком состоянии предстает жизнь в «Братьях Карамазовых». Плотские инстинкты, цинизм и юродство Федора Павловича, карамазовский «безудерж» Митеньки, идеологический бунт Ивана, «ин­фернальная» красота Грушеньки — все вышло из обыкновенных гра­ниц, драм-ки напряглось, обнажая в себе возмож-ть и необ­ходимость возмездия за грех, очищающего страдания, веры в разум­ность бытия. Но чтобы возможность лучшего осущ-сь, наличная дейст­вительность должна исчерпаться до конца, отдать всю себя новой стадии развития. Эту диалектику в романе формулирует и подчер­кивает эпиграф — одна из глубочайших евангельских метафор, свя­зывающая в бытийное целое разложение, смерть с зачатием новой жизни и будущими плодами ее. Без разложения и умирания «кара­мазовщины» не высвободятся ее собственные могучие силы, не пойдут в рост, не принесут плодов добра и истины. Рисуя картину современного разложения, Достоевский достигает в своей манере предельной выразительности, создавая сильные коло­ристические эффекты. В общую мрачную атмосферу (столь же сгу­щенную, как и в «Бесах») он вводит зловеще яркие краски порока и преступления, распределяет свет и тень по принципу резкой конт­растности. Такое художественное освещение нужно ему затем, чтобы рельеф­нее выступил психологический рисунок каждого образа в мель­чайших его изгибах и оттенках и одновременно — чтобы рядом с вершинами духа темнее и таинственнее зияли бездны человеческой природы. Общий для всех романов писателя, этот прием особенно значим в «Братьях Карамазовых». За литературными приемами, за психологическими гротесками Карамазовых» стоят подлинные факты эпохи, отмеченной вырож­дением дворянства, моральной деградацией личности, эпидемией уго­ловных преступлений и самоубийств, небывалым идейным разбродом. Все эти тенденции сфокусированы в образе Федора Павловича Карамазова. Он олицетворяет источник всяческого растления и вместе с тем — погибель зараженного безверием и развратом со­ц-го организма. Чувственная разнузд-ть вместе с циническим умом побуждают героя совершить насилие над городской юродивой Лизаветой Смердящей — и этот эпизод приоб­ретает символическое значение как в отношении Карамазова-отца, так и в структуре всего романа. Кощунством над природой, над душой, над юродивой, «божьим человеком», Федор Павлович покушается на изначальные основы, подрывает корни родового древа человеческого. Он — носитель той тенденции развития, которая ведет к самоистреблению. И рожденный от него Лизаветой сын — Смердяков — существо вполне выморочное, лишенное сокровенного человеческого содер­жания и в чувственной, и в нравственной, и в умственной сфере. Смердяков убивает породившего его Карамазова-отца: круг раз­ложения, таким образом, замкнулся. Но образ Смердякова этим в романе не исчерпывается. В нем Достоевский пророчески указывает на множащуюся породу «выморочных» людей, оторв-х от нац-х и общечел-х корней, лишенных уже не только веры, убеждений, сердечных привязанностей, но и самой способности и потребности их иметь. Смердяковы примут и исполнят любые идеи и лозунги, дающие ход их низкой и злой натуре, они станут «пере­довым мясом» (как называет его Иван) во всяком деле обществен­ной смуты и разрушения, предпринятом каким-нибудь очередным Верховенским. В старшем сыне, Дмитрии, дух и плоть безудержно устремлены к красоте — к венцу и главной тайне мироздания. Но красота здесь, в отличие от «Идиота», предстает героям глубоко двойственным явлением. И Дмитрий поражен этой двойственностью и переживает ее как внутренний разлом, как мучительный душевный «надрыв». Его жизнь — метание между двумя идеалами и наконец выбор одного, обретение «нравственного центра», без которого могучие сти­хии жизни превращаются в карамазовщину.Кульминация романа, кульминация философских и художественных исканий самого Достоевского в той критической точке диалога между братьями, достигающей высшего напряжения. Эмо­циональные и идейные мотивы его творчества связаны здесь в дра­матичнейший узел. Он помещен в пятой книге романа, архитектонически самой от­ветственной: уже назрели все конфликты, выяснились хар-ры, выступили на сцену главные силы и в остающихся семи книгах открывается простор для жизн-х исходов и великих идейных ре­шений. Замечательно и то, что диалог братьев в этой книге предва­ряется и заключается их встречей со Смердяковым — тот словно подстерегает Ивана и ждет от него ответа на роковой вопрос. От этой точки братья расходятся в разные стороны, но чем противоположнее их нравственно-философские позиции, тем нужнее они друг другу,— это подчерк.писатель дальнейшим развитием сю­жета романа. Главные перспективы жизни в романе связываются, конечно, с Алешей, в котором все языческие, «земляные» стихии карамазовской породы преображаются под влиянием его духовного отца, стар­ца Зосимы, в могучую жизнеустрояющую силу. Таким «устроителем» душ и дел людских выступает Алеша между героями романа — при всей внешней бесплодности его усилий. Но достаточно уже одного того, что именно Алеша возвращает Ивану его истинную человеческую сущность. «Раннему человеколюбцу», Алеше предстоит не теоретически, а практически доказать, что идеал высшей гармонии не противостоит природе человека и возможен в мире. Затем его и посылает в мир Зосима. Однако, чтобы доказать это (а только беспрестанно доказывая это, человек живет по-настоящему), необходимы трагические опыты и Митиного «горячего сердца», и исполненного сомнений Иванова ума.


хиты: 371
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь