Очень долго замалчивался характер русской литературы 19 века. В конце 90-х годов 20 в. Усилиями ученых Петрозаводского, Санкт-Петербургского и Московского университетов выяснен православно-христианский характер русской литературы. Она была пасхальной, поэтому спасительной.
Главная проблема русской литературы – проблема возрождения (воскресения) души человека.
Русская литература православна по мировосприятию и миропониманию. Православен образ жизни героев.
Русские писатели стремились разбудить совесть человека, решить философские вопросы. Они думали, как добиться счастья и справедливости для всех. Писатели признавали личную ответственность за свою жизнь. Они пытались думать не о насильственном изменении существующего строя. Они думали об очищении своей души.
В русской литературе важен духовный подвиг. На поступке Татьяны Лариной основана вся русская литература.
Все русские писатели сознавали свое творчество как пророческое, поэтому и отношение к ним как духовитское, прорицательское.
По словам Бердяева, вся русская литература «ранена» христианской темой.
Цель нашей жизни заключается в возрождении души. Существование на земле временно, поэтому надо очиститься от грехов.
Русскую литературу невозможно понять без христианства.
Сейчас происходит процесс обновленного исторического познания русской литературы. Исследователи переходят к религиозно-философскому анализу, пытаются понять связь русской литературы с православием и христианством в целом.
Новые категории: благодать, закон, соборность литературы и др.
Мировоззренческой основой для определения конфликта в русской литературе явились слова Христа: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, а воры крадут, но собирайте себе сокровища на небе…» (Евангелие от Матфея, глава 6, страницы 18 – 20).
Существует два понятия смысла жизни: небесный и земной. Два типа культуры: сотериологический (Спаситель) и эвдемологический (путь). Взаимодействие этих двух типов культур и является основой конфликта русской литературы.
Центральный вопрос русской литературы и развития России середины 19 в. – вопрос о путях исторического развития России. Одни верят в постепенные реформы, другие – в революционный путь.
Социально-политическая борьба – это проявление противоборства двух типов мировоззрения: духовного и атеистического (или нигилизма и антинигилизма). Отсюда и социально-философская полемика в обществе.
В 70-е гг. 19 в. концепция бездуховного нигилизма нашла отражение в народничестве (Лавров, Ткачев, Бакунин).
1868 г. – «Исторические письма» П.Л. Лаврова. Он предлагает свой путь изменения России – путь пропагандистской работы (пойти в народ для подготовки революции).
М.А. Бакунин говорит о необходимости анархического бунта («Государственность и анархия»). По его убеждению, народ – бунтарь. Несостоятельность этого пути показала нечаевщина (общество Нечаева называлось «Кровавой расправой»), которая нашла отражение в романе Достоевского «Бесы». Достоевский показывает, что революция – это бесовство.
П.Н. Ткачев разрабатывает заговорщический метод. Он отмечает, что крестьянство еще не готово к революции, следовательно нужен политический террор.
Самое главное в деятельности нигилистов – отрицание, насилие, неверие. В основе всего этого – безбожие.
В 60-е гг. Страхов назвал нигилизм чудовищным извращением души. Его поддержали Соловьев, Корков.
В середине 19 в. начинает формироваться русская религиозная философия: В.С. Соловьев «Критика западно-европейского позитивизма» (1874), Леонтьев, Н.Ф. Федоров. Все они оказали влияние на творчество Достоевского.
Достоевский, Лесков, Писемский противопоставили нигилизму антинигилизм.
Концептуальная основа антинигилизма в России – христианство и православие.
Антинигилистическое движение – выражение национального менталитета России, утверждение позитивных начал. Это исконная суть русской литературы. Главное – не человек с его гордыней, а Творец. Восприятие мира теоцентричное.
Признается дуалистичная природа человека. Основа жизни человека – вера.
Антинигилисты опирались на учения об образе божьем в человеке (православная антропология).
Идеал – приблизиться к личности Христа.
Все русские православно-христианские писатели понимали, что человек наделен даром свободы. Он должен проявлять свободную волю. Выбор должен быть свободным.
В своем отношении к обществу антинигилисты были консерваторами. Это мышление, которое оберегает человека от неразумных поступков.
Христианская, православно-духовная традиция была самой главной в литературе антинигилистов.
Два течения реализма: социально-критический реализм (40-е гг.) и христианский [духовный] реализм (середина 60-х гг.).
Социально-критический реализм:
1. акцентированное изображение среды;
2. демократизм;
3. художественная социологизация и социальная типизация, отсюда идея, что вывести общество можно только одним путем – изменить его любым образом.
Христианский реализм:
1. многие писатели – верующие люди, отсюда и идея приятия мира; изменить общество может только сам человек путем своего внутреннего преображения;
2. путь духовного спасения России в нравственном, духовном обновлении человека;
3. все духовные ценности даны Богом; личность Христа – идеальная личность, к которой должен стремиться каждый человек;
4. идеализация и деидеализация, типизация высшей, духовной жизни человека;
5. главная коллизия в произведениях – человек и Бог, человек в поисках Бога, соборный человек (соборность – единство верующих людей).
Писатели христианского реализма составили мировую славу русской литературы.
По учебнику «История русской литературы в 4-х томах». Для 70-х гг. характерен наметившийся отлив литературных сил (особенно вновь входивших в литературу) от крупных эпических форм, прежде всего от романа, к малым жанрам – к повести, очерку, рассказу. Неудовлетворенность традиционным романом была характерным явлением в литературе и критике 70-х гг. Однако было бы неправильным считать это проявлением кризиса в развитии романа (а тем самым и реализма), который якобы отчетливо обозначился в русской литературе конца 19 в. Новые тенденции в развитии литературы явились выражением дальнейшего развития и углубления реализма, обновления художественных средств отображения действительности. Сам роман переживает полосу своей внутренней перестройки, основное направление которой – в диалектическом совмещении достижений реализма как в социальном анализе действительности, так и психологической достоверности в отображении внутреннего, духовного мира человека.
Значительным и своеобразным явлением литературного движения 70-х гг. является художественная проза писателей-народников. К этому течению демократической литературы принадлежат такие писатели, как Н.И. Наумов, Ф.Д. Нефедов, П.В. Засодимский, Н.Н. Златовратский, Н.Е. Каронин-Петропавловский, С.М. Степняк-Кавчинский и другие литераторы, близкие к народничеству. С учетом этого течения обычно рассматривается литературная деятельность Г.И. Успенского 70 – 80-х гг. В связи с народнической прозой уместнее всего рассматривать и творчество А.О. Осиповича-Новодворского. К данному ряду писателей следует отнести и обширный круг беллетристов, печатавшихся в «Отечественных записках», «Деле», «Слове», «Устоях», «Русском богатстве» и других изданиях, в той или иной мере причастных к народническому движению.
В творчестве писателей-народников особенно отчетливо ощутимы связи с демократической литературой 60-х гг. Для них характерен преимущественный интерес к современной народной жизни, всестороннее ее исследование, пристрастие к очерку и рассказу, объединение их в циклы, сборники. Есть общее у писателей-народников с предшественниками и в обращении к теме идейных и духовных исканий разночинной интеллигенции. Однако и в темах, и в творчестве в целом народническая литература есть порождение нового этапа литературно-общественной жизни. Она вполне своеобразна.
Направление развития народнической прозы в 70-е гг. наиболее четко проявилось в литературе, посвященной пореформенной деревне.
По творческому методу, по связям с общественным движением своего времени народническая проза 70-х гг. является органической частью русской литературы. Своим творчеством писатели-народники внесли существенный вклад в развитие реализма, всесторонней демократизации, народности.
Тематика их произведений во многом и главном порождена потребностями общественного движения 70-х гг. Не выдумывать, а воспроизводить виденное во всей жизненной точности – сознательная цель реализма писателей-народников.
В создании, печатании, распространении литературы пропагандистского характера сыграли важную роль народнические кружки и организации.
В пропагандистской литературе 70-х гг. отчетливы два ее рода: литература, предназначенная для передовой интеллигенции, революционно настроенной молодежи, и произведения, обращенные к народу – крестьянам, рабочим, солдатам.
В нелегальной пропагандистской литературе мы не найдем произведений значительных в художественном отношении, да создатели ее и не ставили перед собой эстетических целей. Однако среди пропагандистских произведений читатель найдет немало правдивых зарисовок народной жизни, острую критику существовавшего общественного строя, образцы подлинно революционной публицистики, народного красноречия.