пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Гражданское и патриотическое воспитание

Патриоти́зм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.

Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Патриотизм — особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

Патриотизм изначально как необходимый ответ на нападение

Нет стран, кроме Китая и КНДР, где бы патриотизм превозносился

Что вкладывается в понятие «патриотизм»? Надо ли его развивать, зачем и как.

Гражданское воспитание, формирование гражданственности как интегративного качества личности, позволяющего человеку ощущать себя юридически, социально, нравственно и политически дееспособным. К осн. элементам гражданственности относится нравств. и правовая культура, выражающаяся в чувстве собств. достоинства, внутр. свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к др. гражданам и к гос. власти, способности выполнять свои обязанности, гармонич. сочетании патриотич., нац. и интернац. чувств. Нравств. культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях, а правовая культура выступает в качестве субъективной основы и предпосылки существования правового гос-ва, для к-рого характерна высокая степень востребованности гражд. качеств людей.

Воспитание гражданственности личности определяется не только субъективными усилиями воспитателей, но прежде всего объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Осн. черты гражд. облика личности закладываются в дет., подростковом, юношеском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, школе, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека.

Осн. цель Г. в. - воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, стремления к миру, потребности в труде на благо общества. Сознание человека, с ответственностью выполняющего свой гражд. долг и понимающего, что от его действий зависит не только собств. жизнь, но и судьба близких людей, народа и гос-ва, определяет его социальное поведение и является существенным условием развития демокр. общества. Г. в. утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Оно строится на основе его потребностей и возможностей их удовлетворения в процессе преодоления отчуждения личности от институтов власти, изменений приоритетов в пользу образования и культуры.

Г. в. тесно связано с нравств. воспитанием. Соотношение нравств. и гражд. воспитания изучалось ещё в антич. педагогике. Так, Платон считал одной из гл. функций гос-ва воспитание "хороших граждан", к-рые не будут нуждаться в законах, поскольку самостоятельно смогут регулировать своё поведение. В трудах Ж. Ж. Руссо высказывалась идея, что только у свободных народов осуществимо подлинно гражданское воспитание, а дети, воспитываемые в условиях равенства, научатся свершать деяния, достойные граждан. Одним из теоретиков Г. в. в нач. 20 в. стал нем. педагог Г. Кершен-штейнер, к-рый называл гл. задачей Г. в. "приучение молодёжи служить общине". Идеал гражданина, по Кершенштейне-ру, - защитник от "тирании большинства". Он указывал, что гражд. добродетели нельзя сформировать с помощью книг и поучений, но гражд. чувства и поступки возможны даже у людей, не понимающих задач гос-ва и сущности управления. Кершенштейнер считал необходимой составной частью Г. в. полит, образование, но глубокую осведомлённость в области полит, знаний относил к привилегиям избранного круга.

В России вопрос о месте и цели Г. в. в процессе развития человека ставили А. Н. Радищев, В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, А. И. Герцен, Д. И. Писарев, Н. В. Шел-гунов и др. К. Д. Ушинский считал, что чувства нац. самосознания человека, его любви к Родине составляют нравств. основу личности гражданина. П. П. Блонский, рассматривая Г. в. как политическое, формирование человеческих качеств относил к нравств. воспитанию.

Цель воспитания гражданственности в школе выдвигалась с первых дней сов. власти. Стремление включить в рев. процесс детей и молодёжь определило задачу формирования качеств личности гражданина, к-рый бы жил, по выражению А. В. Луначарского, "общественной жизнью гораздо больше, чем личными интересами". Обществ, направленность личности рассматривалась как важнейший результат воспитат. работы. Вместе с тем Луначарский отмечал необходимость развития на коллективистской основе и индивидуальных особенностей человека. Н. К. Крупская подчёркивала, что Г. в., осн. на воспитании у рабочей молодёжи чувства пролетарской классовой солидарности, выходит далеко за пределы понимания гражданственности как узконац. явления. В теории и практике А. С. Макаренко весь пед. процесс подчинялся единой цели - воспитанию достойного гражданина, особое внимание- уделялось самочувствию человека в коллективе, характеру его коллективных связей и реакций, среди качеств личности особо выделялись дисциплинированность, готовность к действию и торможению, принципиальность и др. Все эти черты, по мнению Макаренко, синтезируются в качествах политически деятельного и ответственного человека.

Попытку обобщения теоретич. и прак-тич. опыта Г. в. в сов, обществе предпринял в 60-70-х гг. В. А. Сухомлинский, к-рый рассматривал гражданственность в неразрывной связи с гуманизмом. Он считал непременным условием Г. в. организацию эмоциональной, насыщенной и деятельной жизни коллектива, всемерно способствующей развитию гражд. активности каждой личности.

Концепция Г. в. разрабатывается с кон. 80-х гг., важное место принадлежит школе, ориентированной на личность ребёнка, на развитие его индивидуальности. Одно из гл. условий формирования гражданственности- воспитание правдой. Только объективная информация воспринимается учащимися как явление действительности и соотносится с реальной практич. деятельностью школьников в рамках демократически организованного коллектива, в т. ч. и во внеш. среде; в содержание Г. в. интегрируются этич., правовые, по-литич., экономич., экологич. и др. знания. Одно из осн. направлений работы по Г. в. - формирование опыта гражд. действия, позволяющего учащимся практически реализовывать важнейшие человеческие ценности, лежащие в основе их мировоззрения, выбирать линию поведения, выражать отношение к обществу и самим себе.

Источниками социального опыта учащихся выступают и гуманитарные дисциплины, к-рые вводят детей в мир человеческих отношений, в т. ч. через худож., ист. образы, и способствуют развитию эмоциональных основ гражданственности личности. Др. важным источником социального опыта является труд. Г. в. и трудовое воспитание составляют две стороны одного процесса развития личности гражданина. Школьникам необходима насыщенная деятельность, ориентированная на общественно ценные результаты, создающая возможности для самостоятельности и творчества. Большую роль играет взаимодействие трудовых коллективов со школой, позволяющее учащимся участвовать в производит, труде, знакомиться с жизнью трудового коллектива, а также создание кооперативов, ученич. бригад и др. трудовых формирований по инициативе самих учащихся.

А. Ф.'Никитин, Я. В. Соколов. Опыт социальной деятельности в большой степени приобретается детьми в шк. коллективах, дет. и юношеских орг-циях, в клубных, любительских, неформальных др. объединениях, строящих свою работу на конституц. основе, гуманистич. и демокр. принципах. Дети, объединяясь " коллектив единомышленников (часто разновозрастный), вместе со старшими товарищами учатся посильно решать те тли иные задачи, общие для своего горои, села, школы, коллектива, оказывают бескорыстную помощь нуждающимся тюдям, дет. домам и т. д. Воспитывает сбщая гражд. ответственность и забота "5 улучшении окружающей жизни. Ос-1абление и утрата в обществе подлинной гражданственности и подмена её лозунгами, бюрократич., обезличенное "коллективное", вульгарно политизированное воспитание вынуждали детей и подростков искать новую сферу приложения своим силам, приводили к созданию неформальных opr-ций, в т. ч. и с антисоциальной направленностью. Стремление отгородиться от лицемерия и безнравственности окружающей действительности оправданно для детей в условиях авторитарного окружения, однако в демокр. обществе одностороннее культивирование индивидуалистич. и корпоративных интересов наносит урон Г. в.

На протяжении длит, периода шк. практика утверждала правило: чтобы ученик вырос гражданином, надо предъявлять ему гражд. требования, и чем их больше, тем сильнее проявится гражд. ответственность. В кон. 50-х гг. возродилось понимание того, что прямой зависимости здесь нет, а есть проблема гражд. мотивации: действия педагога опосредуются и средой, и опытом личности. На основе этого была сформулирована и задача воспитания - искать средство, чтобы человек учился сам ставить перед собой общественно значимые задачи и сам предъявлял себе требования, что явилось определённым шагом вперёд от авторитарности, но недостаточным для подготовки личности демокр. общества. С активизацией обществ, сил, способных встать на защиту человека и его гражд. прав, появилась возможность воспитывать в дет. коллективах не бездумных исполнителей чужих решений, а выразителей обществ, интересов. Во 2-й пол. 80-х гг. стало очевидным, что в демокр. обществе самодеят. коллективы начали осуществлять свои социальные функции не только через требования к своим членам, но через требования коллектива к гос. и др. социальным институтам. Участвуя в работе таких орг-ций, молодёжь начинает осознавать реальные проблемы своего народа и становится субъектом народовластия. В этом одно из важнейших условий проявления деятельной гражд. позиции. Общая задача воспитателей и воспитанников - научиться различать выражение социального иждивенчества от ответственных обществ, наказов и требований.

Гражд. качества личности формируются там, где учащиеся вовлечены в самоуправление (в советах школ и др. обществ, органах) и решают вопросы не только шк. жизни, но и окружающей их социальной среды. В движении за Г. в. содержатся возможности усиления в деятельности дет. и подростковых орг-ций обществ, инициативы, ориентированной на гражд. объединение своих членов. В совр. условиях важным гражд. качеством становится способность к самоопределению, благодаря к-рому человек сможет разумно существовать в условиях выбора, т.е. в условиях свободы и ответственности. О. С. Газман.

Таким образом, цель гражданского воспитания - подготовка учащихся к ответственной и осмысленной жизнедеятельности в гражданском обществе демократического правового государства, через создание условий для формирования гражданской компетентности личности, владеющей системой ценностей, которая определяет ее поведение, интересы и поступки и позволяет ей активно и ответственно реализовывать свои гражданские права и обязанности.

Задачи гражданского воспитания:

- формировать глубокие и устойчивые представления о мире, обществе, государстве, социальных связях и отношениях;

- обучать навыкам демократического управления государством, общественного контроля за всем, что происходит в стране;

- формировать рациональные взаимоотношения подрастающего человека с окружающим миром

- формировать личностную установку на собственную точку зрения, свободу слова, чувство собственного достоинства;

- развивать лидерские качества личности - ответственность за порученное дело, за качество, но и умение подчиняться более компетентному в этом вопросе лидеру;

- формировать психологическую готовность осваивать новые компетенции гражданского общества;

- создавать условия для воспитания правового самосознания и правовой культуры всех участников образовательного процесса;

- содействовать развитию качеств, навыков, модели поведения, мотиваций и установок, позволяющих реализовывать и отстаивать выбранную позитивную систему ценностей.

Гражданское воспитание в рамках воспитательной системы школы должно опираться на общечеловеческие, вечные нравственные ценности. Таковыми являются следующие фундаментальные понятия:

Земля - общий дом человечества XXI века, Земля людей и живой природы.

Отечество - единственная, уникальная для человека Родина, данная ему судьбой и доставшаяся ему от предков.

Семья - начальная структурная единица общества, первая человеческая общность ребенка и естественная среда его развития.

Труд - основа человеческого бытия, вид деятельности, адекватный сущности человека.

Знания - результат усердного и, прежде всего, творческого труда, мощное средство развития личности.

Культура - духовное и материальное богатство, накопленное развитием человеческих цивилизаций.

Мир - покой и согласие между людьми, народами и государствами, главное условие существования Земли и человечества.

Человек - высшая, абсолютная ценность, «мера всех вещей», объект, субъект и результат воспитательной системы школы.

Центральное место в воспитательной системе школы должно занимать формирование гражданского сознания: ответственного отношения к природе, к себе, как составной части природы и общества, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.

Эти ценности могут быть присвоены школьниками, если будут правильно воплощены следующие идеи:

- идея согласования ценностей поколений,

- идея приобретения навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

- идея оптимально организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель - это правильно организованная деятельность. Ребенок не должен только созерцать и слушать, он должен действовать. Только в действии приобретается опыт жизнедеятельности в гражданском обществе.

II группа ценностей - ценности, отражающие культурно-историческую память.

На современном этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений, воспитание патриотизма и гражданственности. Здесь актуализируются цели патриотического воспитания, которое, прежде всего, направлено на принятие истории и культуры России, идентификацию личности с этой культурой и формирование гордости за культурные достижения своей страны. Важно сформировать у школьников опыт активного социального действия, восприятие своих гражданских умений, действий, опыта защиты интересов своей группы.

III группа - личностные ценности.


хиты: 253
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
учебный план и обучение
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь