Г.считает язык основополаг.фактором формир-я нации. Так как деление человечества на языки совпадает с делением его на народы, то отсюда должно следовать, что между языком и народом, или,
точнее, духом народа, существует необходимая корреляция. «Язык и духовная сила народа развиваются не отдельно друг от друга и последовательно один за
другой , а составляют исключительно и нераздельно одно и то же действие интеллектуальной способности». Г. обсуждает этот вопрос с связи с выявлением
условий и причин различия языков.
В понимании Г. правильность и богатство развития языка прямо пропорционально связаны с соразмерностью воздействия на язык силы
национального духа (по Гумбольдту, язык преобразуется с каждой новой ступенью духа). Прежде всего от народного духа зависит сам принцип образования языка. Влияние духа расширяется также на структуру языка и образование форм.
По образному выражению Гумбольдта, языки - это колеи, по которым деятельность
духа совершает свое течение, или, при другом сравнении, - русло, по которому дух катит волны своей жизни.
Языком охватываются преимущественно объекты, входящие в круг потребностей и интересов человека, и отображаются не столько чисто
субстанциональные свойства внеязыкового мира, а, скорее, отношение человека к нему. Положения Г.о том, что язык определяет отношение человека к
объективной действительности и его поведение, легли впоследствии в основу теории Э. Сепира – Б. Уорфа, согласно которой язык упорядочивает поток
впечатлений действительности, и в основу неогумбольдтианской лингвистической теории Л. Вейсгебера, согласно которой язык превращает
окружающий мир в идеи, «вербализует» мир.