СЮЖЕТ И ФАБУЛА ЛИТЕРАТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. НЕОДНОРОДНОСТЬ ИХ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ.
Понятия сюжета и фабулы являются в литературоведении одними из самых спорных и интересных. Сюжет – цепь событий, воссозданная в литературном произведении, жизнь персонажей в ее пространственно-временных изменениях, сменяющих друг друга обстоятельствами.
Сюжет является организующим в эпических, драматических и лиро-эпических произведениях (конструктивная функция). Впервые выявлен классицистами (Камю), а до этого фигурировала лишь фабула (от лат. - сказание).
Впервые сюжет и фабула были соотнесены в работе А. Н. Веселовского «Поэтика сюжетов». Веселовский называл сюжетом совокупность событий произведения, фабулой – рассказ о событиях.
Томашевский называет фабулой хронологическую последовательность (фабула для формалистов – сырой жизненный материал), сюжетом - последовательность, выстроенную автором. [Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика. 1996.]
Поспелов вернулся к определению сюжета по Веселовскому, фабулу не использовал вообще, употребляя композицию сюжета – художественную последовательность событий в произведении. [Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. 1976, 3-е изд. 1988]
В настоящее время точка зрения Томашевского является доминирующей.
Идеальная схема сюжета: пролог – предыстория – экспозиция – завязка – развитие действия – кульминация – развязка – последующая история – эпилог.
Для формалистов Ф. является лишь материалом, к-рый обрабатывается особыми приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, — он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т. е. он создает Ф. Тем более очевиден творческий характер Ф. в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. А затем значение претворения Ф. в сюжет отнюдь не заключается в «остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.
В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.