ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ. ОБЩЕЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ОБРАЗЕ. ВИДЫ ОБРАЗА. ЗНАК И ОБРАЗ.
Образ в широком значении – внешний мир, попавший в «фокус» сознания и превращенный в факт сознания. Образ может принимать чувственные (ощущение, восприятие, представление) и рациональные (понятия, суждения, умозаключения, идеи, теории) формы.
В философии образ – любое отражение действительности;
В психологии образ – мыслительное созерцание предмета в его целостности;
В эстетике образ – воспроизведение целостности предмета в определенной системе знаков.
В художественной литературе материальным носителем образности является слово, речь.
Виды образов вообще:
- иллюстративные (нужные науке для того, чтобы делать рассуждения и выводы, создаваемые посредством отвлеченных понятий, непосредственно ощутимыми, наглядными);
- фактографические (их создатели не ставят перед собой иллюстративных задач и изображают явления жизни не ради их типичности, а ради их неповторимой индивидуальности, если она интересна в том или ином отношении – в частной переписке, мемуарах);
- художественные.
Типология образов по Е. Г. Чернышевой:
- глобальные (война и мир);
- архетипические (из глубин веков – матери, Родины, дороги);
- эпохальные (Гамлет, Донжуан);
- национальные (береза – русская душа);
- частные, предметные (пароход - человек).
Художественный образ – категория эстетики, характеризующая результат осмысления автором какого-либо явления, процесса свойственными тому или иному виду искусства способами, объективированный в форме произведения как целого или его отдельных частей. Относительно смысловой насыщенности выделяют автологические (нет побочных смыслов) и металогические (много скрытых смыслов + фантастика) образы.
Специфические черты художественного образа:
- всегда несет в себе обобщение. Если в действительности соотношение общего и индивидуального может быть различным, то художественный образ концентрирует воплощение общего в индивидуальном;
- для его создания всегда отбираются определенные стороны жизненных явлений и подчеркиваются, гиперболизируются в художественном изображении. Именно для раскрытия тех или иных свойств, представляющихся автору существенными, нужны вымысел, фантазия. Право на вымысел дорого художнику, так как оно дает ему свободу самовыражения, мысленного пересоздания действительности;
- он всегда экспрессивен, то есть выражает идейно-эмоциональное отношение автора к предмету. Он обращен не только к уму, но и к чувствам реципиента;
- он самодостаточен, он есть выражение содержания в искусстве. Обобщение, которое несет в себе художественный образ, обычно нигде не «сформулировано» автором, хотя бывают и случаи автокритики;
- будучи воплощением общего в индивидуальном, художественный образ создает объективные предпосылки для споров о смысле произведения, для его различных интерпретаций, как близких к авторской концепции, так и полемичных по отношению к ней.
Любой знак есть совокупность означающего и означаемого, своеобразный заменитель означаемого, его чувственно-предметный представитель, носитель некоей информации о нем. Роль знака могут выполнять слова, цвета, звуки и т. д.
Главное в знаке – значение, являющееся важнейшей категорией семиотики. Знак в собственном смысле имеет место лишь тогда, когда что-то (B) преднамеренно ставится кем-то вместо чего-то другого (A) с целью информировать кого-то об этом A. Важнейшей знаковой системой является естественный язык.
Различаются в основном три большие группы знаков:
- индексальные (указывающие на конкретный объект – этот дом);
- характеризующие (указывающие на признак – желтый карандаш);
- универсальные (отвлекающиеся от конкретики и потому повсеместные: например, слово «нечто»).
Кроме того, существуют иконические знаки, в которых означающее похоже на означаемое: фотография, карта звездного неба.
С точки зрения семиотики, художественный образ может быть определен как иконический знак, однако, несмотря на его понятность многим, в нем всегда присутствует некая условность.
С одной стороны, любое литературное произведение пользуется особым, «поэтическим» языком, хотя его могут не замечать читатели (как воздух). Искусство тем и отличается от рассудочной деятельности, требующей определенной интеллектуальной подготовки, что оно действует на людей независимо от их степени развития и образования.
С другой стороны, художественный образ – весьма своеобразный иконический знак, ведь в отличие от фотографии или карты звездного неба он не повторяет реальность, а представляет собой новую эстетическую реальность, созданную на основе первичной. Для интерпретации текста нужно уметь распознавать коды, под которыми подразумеваются элементы, затрудняющие прочтение произведения, требующие от читателя соответствующей подготовки.
Знакообразование в художественной литературе – процесс постоянный и неизбежный.
Два важнейших источника знаков:
- во-первых, в литературе имеются знаки, функционирующие в других сферах культуры: религии, политике (сон Татьяны – для его расшифровки нужно знать русскую народную мифологию и быт);
- во-вторых, эти знаки являются элементами собственно поэтического языка (Онегин называет Ольгу Филлидой – героиней эклог, а Ленский – Татьяну Светланой – героиней баллады Жуковского).
Значение слова «образ». Образ как эстетич. категория. Свойства и его отл-е от понятия.Образ – 1) философия: субъективное отр-е объекти-й действительности. 2) психология: представл-е, восприятие в сознании предмета в его целостности. 3) эстетика: воспроизв-е целостности предмета в опред. с-ме знаков. Худ.образ – категория эстетики, характеризующая рез-т осмысления атвором (художником) какого-либо явл-я, процесса свойственными тому или иному виду иск-ва способами, объективированными в форме пр-ния как целого или его отд. фрагментов.
С точки зрения теории познания понятие - тоже образ. Однако есть разница м\ду худ. образом и понятием: Понятие выделяет в предмете общие, существенные черты, оно не индивидуально. Худ. образ же воспроизводит предмет в его целостности, образ индивидуален.
Фактографические образы. Могут ли они соперничать с вымышленными образами по силе возд-я на читателей? Почему писатели часть прибегают к вымыслу? Приведите пример претворения «жизн. материала» в «худ. сюжет». Иллюстративные образы.
Фактографические образы – точные, документальные, отражают дейст-ть. Встречаются в науке, публицистике, мемуаристике, иллюстрируют -> иллюстративные, вторичные.Не могут соперничать, вымышленные – сильнее. Осн. ф-я фактор. образов – документальность, создать действительный образ.
Писатели прибегают к вымыслу, чтобы усилить возд-е на читателя. Художник ценит свободу самовыр-я, мысленного пересоздания действительности.
Примеры претворения «жизни м-ла» в «худ. сюжет»: 1) Ломоносов-Шувалову «О пользе стекла». 2) Солженицын. 3) Чехов «о-в Сахалин». 4) Ахматова «Реквием». 5) Герцен «Былое и думы».
Св-ва худ. образа. Почему имена лит. героев могут приобретать нарицат. зн-е?
Св-ва: 1) Типичность. Несет в себе обобщение. Даже если образ эскизен, недоговорен – он несет в себе целостность. Собств. имена героев становятся нариц. из-за обобщающего смысла худ. образа. Творческая типизация – отбор опред. сторон жизненных явл-й и их подчеркивания, гиперболизации в худ. изобр-ии. Гоголь «Нос», С-Щ. Два варианта описывания: а) писатель может описывать, создавая иллюзию правдоподобности б) вторичная условность – нарочитое разрушение правдоподобия, гротеск и фантастика.
2) Экспрессивность (выразительность): Изображение обычно превосходит рассуждение по силе эмоцион. оценки возд-я. Идейно-эмоцион. оценка автора -> деление героев на полжит, отрицат, противорег. (условно). Формы выражения авт. оценки: а) явные (Пушкин – Татьяна). б) неявные (Пушкин – Онегин). Оценку помогают выразить тропы, ст. фигуры. Созд-е собств. предметного мира.
3) Самодостаточность, образ жив сам по себе. Будучи воплощением общего, существенного в индивидуальном, худ. образ может порождать различные толк-я, интерпретации.
Многозначность худ. образа. Приведите примеры авт. разъяснений смысла изобр-я. Всегда ли можно согласиться с автором?
Образность иск-ва создает объективные предпосылки для споров о смысле пр-ния, для его различных интерпретаций, иногда полемичных авторских концепций. Авторы часто нежелают определять идею своих произв-й -> споры. Тургенев «О и Д».