пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. Понятие о художественном образе в теории А.Потебни.

В структуре художественного образа (и произведения искусства) Потебня выделяет в качестве главного элемента его содержание. Содержание — это органическое единство идейно-эстетической и образно-эмоциональной сторон отношений субъекта к объекту отражения. В нем в концентрированном виде содержится основная идея, значение образа (и целостного произведения). Как органическое единство объективного и субъективного содержание включает в себя «что-то» от объекта и «что-то» от личности художника (его идеалов, симпатий или антипатий). Содержание— наиболее подвижный элемент образа — все время изменяется, имеет способность постоянно расширять и углублять свое значение. «В поэзии,— замечает Потебня,— образ неподвижен, значение изменчиво, определимо, лишь в каждом отдельном случае, а в ряду случаев, безгранично»[9]. Этим, по его мнению, объясняется тот известный факт, что различные по своему таланту художники, обращаясь к изображению одних и тех же явлений жизни, создают часто совершенно различные по содержанию образы и произведения искусства. Благодаря способности содержания постоянно изменяться продолжают жить в веках творения далеких столетий, по-новому осмысляются художественные образы, раскрывая все большие глубины мыслей.

Форма образа — соответственная материализация содержания, внешняя его организация, способ существования. Форма в искусстве имеет две стороны — внутреннюю и внешнюю. Находясь в единстве, они выполняют различные функции выявления содержания.

Внутренняя форма несет в себе эстетическую сущность образа, эмоциональную его насыщенность. Она дает направление мысли, благодаря образному представлению развивает в воспринимающем значение, при этом насыщая образ новым, различным и более широким содержанием. Одновременно она дает возможность образу вступать в самые разнообразные связи с другими явлениями, получать переносный смысл, быть сравнением, тропом.

Внутренняя форма, подчеркивает Потебня, не выражает всей смысловой сущности, множества признаков, качеств обозначаемого образом предмета или явления. Она только указывает на предмет, при этом берет одно, как правило, главное, из многих возможных его качеств. Внутренняя форма (представление) опирается на сходство признаков новопознаваемого с тем, что уже ранее было познано. Таким образом, внутренняя форма образа выступает основой поэтичности, художественности: передает самое необходимое в содержании, эмоциональное состояние, подчеркивает выразительность изображаемого, выражает субъективную оценку, то есть направляет мысль на ценностную ориентацию. Внутренняя форма, пишет Потебня, есть тоже центр образа, один из его признаков, преобладающий над всеми остальными, «кроме фактического единства образа, дает еще знание этого единства; она есть не образ предмета, а образ образа, т. е. представление». Являясь средним элементом взаимоотношения содержания и внешней формы, внутренняя форма одновременно выступает образной формой идейно-эстетического содержания и образным содержанием относительно внешней словесной формы.

Внешняя форма образа — его материальная оболочка. Создается она при помощи изобразительно-выразительных средств — слов, красок, линий, звуков и т. д. Она служит для воплощения и выявления содержания, то есть «строительным материалом» образа. «Труднее несколько не смешать внутренней формы с внешней, если сообразим, что эта последняя в статуе не есть грубая глыба мрамора, но мрамор, обтесанный известным образом, в картине — не полотно и краски, а определенная цветная поверхность, следовательно сама картина. Здесь выручает нас сравнение со словом. Внешняя форма слова тоже не есть звук как материал, но звук уже сформированный мыслью».

Согласно Потебне, все структурные элементы художественного образа: содержание, внутренняя и внешняя формы, будучи в диалектическом единстве, находятся в то же время в движении: содержание в процессе внутренних взаимодействий переходит в форму, форма становится содержанием. По мнению Потебни, этот процесс объясняется тем, что все структурные элементы образа содержательны, известным порядком несут значение образа. ...

Процесс взаимного перехода структурных элементов образа, и в частности внутренней формы в содержание, Потебня назвал «восстановлением внутренней формы». Восстановление внутренней формы — это новый акт творчества, состоящий в создании таких отношений содержания и формы, которые непосредственно не выходят ни из содержания, ни из формы, а являются результатом ассоциаций смыслов, эстетических чувств, значений. Именно на этом уровне, считает Потебня, в искусстве происходит переход от эмоциональных впечатлений к рациональному мышлению. Важное значение в переходе от чувственной к рациональной ступени художественного познания имеет апперцепция, т. е. познание неизвестного предыдущим опытом, через запас ранее осознанных знаний. Основой апперцепции в слове (и образе) выступает внутренняя форма. Внутренняя форма, по его мнению, имеет общие признаки, которые присущи и познаваемому и ранее познанному (предыдущему опыту). Выражая общие признаки, внутренняя форма становится посредником, чем-то третьим между двумя сравнительными явлениями, между объясняемым и уже познанным.

Слово и образ в процессе апперцепции получают характер суждения, становятся двучленной величиной, состоящей из чувственных представлений и понятий. Осуществляя процесс перехода «простейших чувственных восприятий» в акт логического мышления, внутренняя форма наполняет мысль новым содержанием и, вступая в сложные взаимоотношения с эстетической оценкой, становится основой художественного познания мира. Существенно, что художественное познание, по Потебне, не ставит перед собой цели достижения тождества образа и объекта изображения. По его мнению, образы искусства всегда являются идеальными в смысле выделения из основных сочетаний восприятий определенных черти свойств объекта, объединения их в других случаях, сохранения и устранения для того, чтобы направлять мысль по пути, по которому должен вести ее образ.

Отражение в искусстве, согласно учению Потебни, имеет характер знаковой системы. Знаки выполняют свою специфическую функцию: они замещают отражаемые объекты в сознании, служат «мысленными величинами» процесса мышления, необходимыми для «умножения человеческой мысли и увеличения быстроты ее движений». «Образ,— пишет Потебня,— заменяет множественное, сложное, трудно уловимое по отдаленности, неясности чем-то относительно единичным и простым, близким, определенным, наглядным. Таким образом, мир искусства состоит из относительно малых и простых знаков великого мира природы и человеческой жизни..В области поэзии эта цель достигается сложными произведениями, в силу того, что она достигается отдельным словом».

К этим выводам ученый приходит, исследуя семантическую природу слова (языка). Слово, по его мнению, уже само по себе является непосредственным знаком мысли, который своим значением имеет предмет или явление действительности. Это положение он переносит по аналогии на целостное художественное произведение и доказывает, что искусство использует целую систему знаков, выработанных на протяжении истории художественного творчества. ...

Знак-образ в искусстве является способом передачи информации, понятий о предметах и явлениях действительности. Информативность его обусловлена способностью обозначать явления. Обозначение в искусстве, как и «название словом,— подчеркивает Потебня,— есть создание мысли новой, в смысле преобразования, в смысле новой группировки прежнего запаса мыслей под давлением нового впечатления или нового вопроса».

Система знаков в искусстве в отличие от теоретического мышления специфична. Специфика ее заключается в том, что знаки в искусстве не отходят от действительности так далеко, как это имеет место в науке, где знаками выступают абстракции, которые непосредственно не отражают каких-либо объективных признаков и свойств предметов и явлений. Знаки в искусстве, оставаясь в границах системы образного мышления, т. е. в форме образов, обозначают конкретно-чувственные черты отражаемых объектов. Субстрат и структура знаков материальны, чувственно воспринимаемы, так как несут в себе семантическую информацию об объекте отражения.

Характерная особенность знаков в искусстве заключается и в том, что на мысли и чувства они действуют не столько изображением, а главным образом выражением в нем. Между изображением и выражением в структурно-функциональном единстве образа-знака возникает тесная, неразрывная связь, она и создает эстетическую сущность художественного образа.

Процесс создания образов-знаков назван Потебней «процессом сгущения мысли». Этот процесс является главной закономерностью развития искусства. «Человечество.— по его мнению,— идет от того состояния, при котором конкретное явление, впечатление текущего мгновения занимает всю ширину и глубину сознания, к тем состояниям, при коих, при помощи все большего и большего отвлечения, все большей и большей стройности в распределении отвлечений, мысль становится способной обнимать все более и более сложные ряды явлений».

В художественном знаке (образе), по мнению Потебни, отражаются не все характеристики элементов явлений и даже не все элементы отражаемого объекта, но конкретность образа сохраняет ту же модельную характеристику его структуры. Образ-знак объективирует только отдельные признаки, черты, детали. «Как слово вначале есть знак очень ограниченного конкретного чувственного образа, который, однако, в силу представления тут же получает возможность обобщения, так художественный образ, относясь в минуту создания к очень тесному кругу чувст-ственных образов, тут же становится типом, идеалом».

Идеальная модельная структура образа-знака в искусстве, считает Потебня, бесконечно многоплановая, она трансформирует чувственные реальности, но в то же время оставляет образ общезначащим. Материализация образа-знака заключается в том, что из «образа, употребленного сначала иносказательно ради одного из заключенных в нем признаков, затем извлекаются другие признаки, которым придается новое иносказательное, а иногда и собственное значение». Вследствие этого знаки в искусстве дают возможность выражать самый разнообразный объективно-субъективный смысл, различное рационально-эмоциональное значение. Связь образной структуры с выраженным значением в них так тесна, что изменение значения требует изменения знака, а изменение последнего необходимо ведет к изменению значения.


11.01.2015; 15:32
хиты: 269
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литературная теория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь