пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1. Теория литературы как наука. Предмет и содержание теории литературы.

Литературоведение – комплекс наук гуманитарного характера, имеющих своим объектом литературу.

Составные части литературоведения:

- история литературы (изучает творческий процесс и его закономерности);

- теория литературы (изучает функционирование и читательские реакции на этот текст);

- литературная критика (может выступать как часть журналистики и как самостоятельная единица).

Вспомогательные дисциплины литературоведения:

- текстология – научная дисциплина, которая занимается аутентичными (подлинными) источниками – текстами художественных произведений, принадлежащих тому или иному автору, а также письменными источниками не авторского свойства;

- библиография – наука о печатной информации, систематизирующая ее по темам, разделам;

- библиотековедение – наука об организации, хранении, функционировании книг, рукописей и т. д.;

- палеография – работа с древними рукописями.

Литературоведение существует в самых разных форматах. Оно заняло первое место в гуманитарных дисциплинах с 60-х гг. XX в. и стало для многих людей (например, для политиков) каналом трансляции своих знаний.

Институции, в которых существует современное литературоведение:

- академические институты (принадлежат АН);

- Институт мировой литературы (ИМЛИ);

- Институт русской литературы (ИРЛИ – Пушкинский дом).

Крупнейшие литературоведческие издания:

- «Вопросы литературы»;

- «Филологические науки»;

- «НЛО: новое литературное обозрение».

 

Теория литературы – наука о:

- наиболее общих закономерностях развития литературы;

- взаимодействии литературы с общественным сознанием;

- закономерностях историко-литературного процесса;

- законах литературного творчества.

Методология – предметная сфера теории литературы, изучающая инструменты познания.

Поэтика – второй основной раздел теории литературы, который изучает формы, способы выражения художественного содержания.

Частная поэтика изучает организационную структуру одного произведения или автора.

Общая поэтика изучает универсальные модели организации художественного произведения или целой группы произведений. Теоретическая поэтика как бы поднимается над живой жизнью художественных произведений.

Историческая поэтика изучает эволюцию художественных форм. Разработана А. Н. Веселовским.

В области теории литературы выдающиеся открытия происходят в междисциплинарной сфере, на стыке дисциплин (литературоведение - история, литературоведение – лингвистика и т. д.)

. Литературоведение как наука. Основные и вспомогательные литературоведческие дисциплины.

Лв – наука, изучающая специфику, генезис и развитие словесно-художественного творчества, исследующая эстетическую ценность лит. произведения, его структуру и социально-историческую закономерность лит. процесса. Лв делится на три составляющие: история литературы (изучает прошлое лит. как процесс), теория лит. (осмысляет с теоретических позиций закономерности развития лит.), и лит. критика ( дает оперативную оценку худ. произведениям, для характерна интерпретация лит. прошлого с точки зрения современных общественных и социологических художественных задач). К лв относятся лит. произведения, жизнь и творчество писателей, лит. критиков, теоретиков и историков лит, перипетии лит борьбы, прототипы лит героев, закономерности читательского восприятия, устные и письменные формы художественного творчества. Все лит явления обладают системностью, т. е. художественно-целесообразным объединением элементов, каждый из которых занимает свое место в иерархии уровней. Систему образуют 3 основных рода лит явлений: 1)лит творчество, как особый вид духовной деятельности человека 2) лит произведение, как сложное единство формы и содержания, модель реальной действительности 3) лит процесс, как последовательность лит явлений. Основные и вспомогательные лв дисциплины: 1) история лит, 2)теория лит, 3)лит критика 4)поэтика (составная часть теории лит, наука о системе поэтических худ. средств, о формах образного постижения мира; основоположник – Веселовский, его «Историческая поэтика») она делится на теоретическую поэтику ( исследует поэтические средства всех времен и народов), историческую поэтику (исследует лит эпохи и типы худ сознания) и частную поэтику ( изучает творчество крупнейших писателей или поэтику отдельных произведений) 5) риторика (часть теории лит, рассматривающая словесное воздействие автора на читателя) 6) методология лв (часть теории лит, которая изучает методологические принципы, лв школы и частные методики в лв) 7)историография (систематизация чужих трудов) 8) библиография (систематизация и описание худ текстов) 9) текстология (изучение редакций худ произведения и его канонического варианта) 10) палеография (работа с древними рукописями) 11) библиотековедение 12) музееведение. Смежные науки: история, философия, эстетика, искусствознание, лингвистика, социология.

Задачи теории литературы.

 

      Теория литературы – академическая дисциплина. Связана с историей. История литературы предлагает интерпретацию текста. Интерпретировать произведение можно, опираясь на теорию литературы.

      2 пути исследований:

1) Индуктивный (большая часть);

2) Дедуктивный.

Там, где невозможно все проверить на конкретном материале, наука приближается к философии.

Теория близка к научному идеалу объективности (исключает оценочные суждения). Стремится к открытию объективных законов.

Задачи теории литературы разнообразны.

 

Автор (есть у каждого произведения)

     

МИР               Текст (конкретное авт. пр-ние, фольклорный текст, целый жанр с одинак. внутр. строением)

(вещи, предметы;

социум, психология человека)

Читатель (обычный человек, целевая групп, обобщ. образ читателя)

 

Текст.

Объективные (формальные) теории. Как построено худ. пр-ние. Аристотель: построение античной трагедии и эпической поэмы. Русский формализм (1916 г., СПб), Московский лингвистический кружок (Шкловский, Тынянов, Томашевский). В сталинскую эпоху запрещено. В 60е гг. идеи формалистов => структурализм (Лотман, Успенский, Иванов, Топоров…). Литературоведение ХХ в. базировалось на лингвистических методах.

 

Читатель.

Аффективные теории. Как воздействует художественное произведение (реакция читателя). Психология. Аристотель – «катарсис» воздействие трагедии.

Далее – по пути нормативности (писателю предписывают, как он должен писать и как воздействовать).

Поэтика => риторика (искусство убеждать).

XIX-XX вв. – стали изучать реальную реакцию реального читателя. Каждый ли человек читает по-своему или есть общее? Есть ли единое значение текста, которое воспринимает любой читатель? Эмоциональная реакция или интеллектуальная? Существует ли единственно верная интерпретация текста?

Психология восприятия (когнитивные науки).

Мир.

Реалистические теории.

ЧТО отражает худ. пр-ние? (отражение, воспроизведение явлений мира, с элементами вымысла, выдумки)

В любом пр-нии отражаются объективные законы действительности. С позиции социолога – на 1м месте социальные процессы, эстетские теории – на 1м месте вымысел, мысли автора.

КАК отражает мир худ. пр-ние?

При помощи языка. Существует языковая картина мира. Мир делится языком. Слово неоднозначно. Насколько объективно можно выразить? Философия языка.

Автор.

Экспрессивные теории. Что выражает худ. пр-ние?

В античности поэзия – прямое выражение воли богов. Поэт – посредник. Уже в древности это представление изменяется (представление о личном мастерстве автора). Т.е. нужно исследовать психологию автора.

С XIX в. – биографический подход (факты из жизни могут помочь в понимании текста).

Теория возникает, когда личность писателя начинает изучаться всесторонне (психология творчества).

Психоанализ. Традиционная психология. Творческий импульс писателя исследуется со всех сторон (культурные влияния, язык, литературные влияния). Все эти области не отделены друг от друга.

Каждый вопрос можно задать в исторической форме (как изменяется…?).

1) Как изменяются законы построения худ. пр-ния? (Историческая поэтика, Веселовский)

2) Как изменяется воздействие худ. пр-ния? (напр., жанры средневек. лит-ры не предназначены для чтения про себя; сакральность, торжественность)

3) Как меняются представления о мире? (мифологическая картина мира => современная наука)

4) Как меняется фигура и психология автора? Напр., раньше монахи писали летопись для потомков. Потом – в угоду кому-л. (придворные поэты). Социальная роль поэта и писателя меняется даже в течение одного века.

На такие вопросы может быть два ответа:

1. Все случайно, никаких закономерностей нет.

2. Существуют определенные объективные законы.

Каковы эти законы?

- присущи самой литературе

- литература зависит от общества.

 

Внутренний (теория лит-ры, поэтика) и внешний (социология, психология, история) подход к лит-ре.


03.01.2015; 14:48
хиты: 446
рейтинг:+1
Гуманитарные науки
литература
литературная теория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь