пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Социальная психология культуры и искусства


 

Психология искусства призвана установить наиболее общие закономерности всех видов художественной деятельности, раскрыть механизмы становления личности человека-творца, проанализировать различные формы воздействия искусств на человека. Предмет социальной психологии искусства — это система взаимодействия, общения, отношений людей в процессах создания, распространения, восприятия, оценивания и воздействия художественных произведений, общий циклический процесс, начинающийся с влияния духовно-социальной среды на художника и заканчивающийся влиянием художника (посредством его произведения) на духовно-социальную среду. Специфика психологии искусства по отношению к другим изучающим искусство дисциплинам заключается не только в ее предмете, но и в методах. Сильная сторонапсихологии в изучении искусства состоит во владении экспериментальной методологией и возможности строить свои концепции на основе не только теоретических соображений и данных самонаблюдения, но также и экспериментально полученных факторов. Именно психологии доступно изучение конкретных частных механизмов и тонких индивидуальных различий в восприятии и воздействии искусства.

Можно выделить такие подходы к изучению психологии искусства:

  1. искусствоцентрический: в центре внимания находится произведение искусства как молчащий сфинкс, а вокруг мечутся воспринимающие, желающие заставить этого сфинкса заговорить. Наиболее развитым это удается, а другие оказываются лишенными этого источника эстетического удовлетворения. Очевидно, что такой подход не способен описать ситуацию реального взаимодействия произведения искусства и личности;

  2. теоретико-нормативный: исходит из нормативной модели полноценного, адекватного, развитого типа эстетического восприятия. Здесь главное — насколько процесс восприятия близок к эталонному, предусмотренному теоретической моделью. Такой подход уводит исследователя от качественного анализа индивидуального своеобразия различных вариантов взаимодействия личности и произведения искусства;

  3. механистический подход рассматривает восприятие искусства как результат механического функционирования неких интрапсихических механизмов, а не активности самой личности. Личности отводится пассивная роль;

  4. когнитивно-аффективный подход связывает искусство с эмоциональной сферой человека: эмоции, «работающие» в искусстве, отличаются от других эмоций тем, что они сублимированные;

  5. деятельностный подход рассматривает искусство как механизм трансляции смыслов;

  6. системно-типологический подход в психологии искусства выдвигает на первое место фигуру творца.

Психологии культуры (психологическая антропология) обращает внимание в основном на человека — носителя той или иной культуры. Основной акцент делается на изучении норм и ценностей, составляющих основу любой культуры, а также процессов, в ходе которых человек усваивает эти нормы и ценности.

Реальным творцом, носителем и потребителем культуры является человек, поэтому культурология закономерно исследует взаимоотношения человека и культуры, процессы становления духовного мира личности, формирования и реализации способностей и талантов индивида, а также проблемы личности как субъекта и объекта культуры, процессы, в ходе ко торых она становится личностью, овладевает навыками жизни в конкретной культуре.

 

 


01.07.2015; 22:56
хиты: 210
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь