пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» история.

11. Характеристика структуры государственной власти России XVII в. Причины свертывания сословно - представительных органов власти.

17в. характеризовался консолидацией основных классов в классы-сословия. Сословие — социальная группа населения, обладающая закрепленными в обычае или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Для сословной организации, обычно включающей несколько сословий, характерна иерархия, выраженная в неравенстве их положения и привилегий. 

  В 17в. изменялась структура феодального землевладения. Шел процесс постепенного сближения правового статуса поместий и статуса вотчины. Консолидация класса эксплуатируемых проходила в соответствии с основными четырьмя группами крестьяновладельцев: феодальное государство, церковь и ее организации, правящая династия как вотчинник, отдельные феодалы. Крестьяне подразделялись исходя из этого на государственных крестьян, экономических, дворцовых и помещичьих.

  Происходит консолидация городского населения; в 17в. утвердилось его название — посадские люди. В это время сложилась иерархия городского населения: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежом государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи).

  В 17в. происходит укрепление феодально-крепостнического строя России, по существу окончательно оформляется общегосударственная система крепостного права. Завершающий этап закрепощения крестьян в России наступил в 1649 г., когда Соборное Уложение окончательно отменило Юрьев день, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями. Этим законодательным документом устанавливались наследственность крепостного состояния, а также право землевладельца распоряжаться имуществом крепостных. На землевладельцев легла ответственность за выполнение крестьянами государственных повинностей.

  Общая тенденция развития государственной системы России во второй половине 17в. — переход от сословно-представительной монархии — к абсолютной.

  Высшие органы государственной власти.

  В 17в. окончательно складывается национальная форма монархии — самодержавие. Хотя все самодержцы 17в. династии Романовых избирались Земскими соборами, источником их власти было не сословное волеизъявление, а Бог. Царь, самодержец всея Руси, воспринимался как воплощение высших православных ценностей — Истины, Добра, Красоты, Справедливости, как защитник «Святой Руси», «Дома Пресвятой Богородицы». В то же время существо самодержавной власти не было закреплено в 17в. в законодательстве. Власть царя ограничивалась только православной нравственностью и сложившимися традициями.

  В период восстановления российской государственности царь Михаил Федорович и патриарх Филарет опирались при укреплении самодержавия на церковь и всю систему сословных органов России. Со второй половины 17в., в царствование Алексея Михайловича, усиливаются централизация и бюрократизация государственного управления, зарождается процесс десакрализации и рационализации власти в элитарном общественном сознании, и самодержавие начинает эволюционировать в сторону абсолютной, т.е. политически неограниченной монархии. 

  Боярская дума.

  Большую роль в управлении государством играла в начале столетия Боярская дума.  В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих домов Древней Руси, а также старых московских боярских родов. Окольничими были князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наиболее древних и знатных фамилий. Чин думных дворян получали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслугам, долгой и верной службе государю: здесь не было ни одного князя.  Думные дьяки выслужились из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. Они, как правило, были дельцами-бюрократами и играли большую роль в делах управления. В их функции входило докладывание дела в Думе и формирование ее решения.

Численный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. 17в. в ней было 97 членов, из них 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. На заседаниях Думы обсуждались по указанию царя наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку.

  Начало 17в. было периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена и шла борьба за русский престол. В середине 17в. роль Боярской думы постепенно снижается, что было одним из признаков движения России к абсолютной монархии. Наряду с ней при царе существовала так называемая Ближняя или Тайная дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управления текущими делами в случае отъезда царя из столицы Боярская дума создавала временные комиссии; более важные дела посылались «в поход» царю. 

  Земские соборы.

  К системе высших органов государственной власти относились Земские соборы, роль которых в первой половине 17в. значительно возросла. Земские соборы заседали и участвовали во всех важнейших государственных актах. Среди рассмотренных вопросов: избрание царя, изменения в законодательстве, налогообложение, вопросы внешней политики и присоединения новых территорий и т. п. Земские соборы не имели четкого регламента, численности и состава. Они носили функциональный характер, и на собор созывались необходимые для решения конкретного вопроса представители сословий и территорий. В заседаниях собора обязательно участвовали царь или его представитель, боярская Дума и церковный собор. Представительство остальных групп населения могло быть по призыву (без выбора) — головы и сотники стрельцов, старосты слобод и т.п., и по выбору от различных слоев служилого и тяглового населения. Имущественный ценз, как правило, отсутствовал. 

  Заседания открывались общим собранием, на котором царь или от его имени думный дьяк выдвигал вопросы для обсуждения. Затем вопросы обсуждались по сословным разрядам: боярская Дума, собор духовенства, собрание стольников, московских дворян, городовых дворян, стрельцов и т.д. Многочисленные разряды делились на статьи. Каждый разряд или статья подавали свое письменное мнение, в случае несогласия каждый член собора также мог подать свое мнение. На втором общем собрании принималось единогласное решение, скрепляемое печатями царя, патриарха, представителей разрядов (статей) и крестоцелованием. 

  Для 17в. характерно широкое представительство низших сословий при ведущей роли дворянства и зажиточной части посадских людей. Выборные являлись на Земские соборы не только для того, чтобы информировать высшую власть о своих нуждах, но и для того, чтобы найти место своего сословного разряда и территории в разрешении проблем всего государства, что и делало возможным принятие соборного, т.е. добровольного единогласного решения. Земский собор неотделим от власти царя и боярской Думы, в принципе не мог быть оппозиционным органом  и в этом смысле в чистом виде не являлся ни только законодательным, ни только совещательным органом. 

  После решения о воссоединении с Украиной начинается «затухание соборов». Это было связано с рядом обстоятельств. К середине 17в. самодержавие окрепло, были восстановлены механизмы государственного управления. Важнейшим индикатором стало принятие Земским собором 1649 г. Соборного уложения. Не имеющий аналогов в то время по своему объему (почти 1000 статей) — это последний общерусский кодекс, базирующийся на религиозно-православном понимании политических и правовых процессов. Оно было ответом на многочисленные законодательные запросы с мест и стабилизировало правовое пространство государства. Это освобождало руки царской администрации для проведения самостоятельной политики. 

  Приказы.

  Уже в первые годы правления династии Романовых восстанавливается приказная система, постепенно внедряемая во все отрасли управления, хотя первоначально сама система приказов не претерпела кардинальных изменений. В первой половине 17в. государство столкнулось с тяжелым финансовым положением как результатом разрухи после Смуты. Это повлекло за собой усиление фискальной деятельности приказов. Завершается оформление четвертных приказов, созданы новые постоянные и временные центральные учреждения, ведавшие сбором налогов — Новая четверть (1619), приказ Большой казны (1621). Создание Казачьего и Панского приказов закрепило социальный статус и экономическое положение казаков и иностранцев, участвовавших в войсках народного ополчения. Все военное управление по-прежнему было сосредоточено в Разрядном приказе, который ведал дворянами как военно-служилым сословием, делами по укреплению городов и пограничных линий. Он состоял из пяти территориальных столов (к концу века — 9), которые вели учет состава войск в пределах своих разрядов (военных округов), а также специальных — денежного и приказного столов. Важнейшим считался Московский стол, к компетенции которого относилось также комплектование личного состава приказов, других отраслей управления, разрешение местнических проблем и др. 

  Важную роль в приказной системе играли судебно-административные органы. Поместный приказ ведал раздачей и переходом поместий, вотчин и связанными с этим тяжбами, Разбойный приказ (в 1682 г. переименован в Сыскной) — уголовно-полицейскими делами по всей стране, кроме Москвы, в столице эти функции выполнял Земский приказ, а также Холопий приказ, который оформлял и освобождал от холопства, регистрировал дворовых, разрешал тяжбы из-за холопов. К органам центрально-областного управления относились приказы, традиционно называемые четвертными. По мере присоединения уделов к Москве их центральные органы переносились в столицу с сохранением территории ведения. 

  К приказам специального управления можно отнести Посольский. Он являлся исполнительным органом царя и боярской Думы. Ямский приказ обеспечивал государственную почтовую связь, приказ Каменных дел ведал каменным строительством и каменщиками, приказ Книгопечатного дела — печатным двором, Аптекарский — стал центром медицинского дела в России. Челобитный приказ передавал результаты разбора царем или боярской Думой жалоб в соответствующие приказы или непосредственно челобитникам. Новым в управлении была деятельность Монастырского приказа, в ведении которого находились монастырские земли и суд населения церковных вотчин.

  Особый блок составляли приказы дворцово-финансового управления. Приказ Большого дворца ведал содержанием дворца, судил привилегированных лиц. Приказ Большой казны из органа управления доходами государства эволюционирует в личную казну царя и хранилище драгоценных изделий. Приказ Большого прихода ведал косвенными налогами государства, а приказ Счетных дел осуществлял контроль.

  Особенностью центральных органов в первой половине 17в. было широкое распространение временных приказов по частным потребностям. Их отличала от обычных приказов большая регламентированность структуры и деятельности. Указы об их создании определяли не только функции и главу приказа, но и его штат и бюджет. У временных приказов были четко определенные функции, экстерриториальный характер, работали они достаточно оперативно и эффективно.

  Серьезные изменения произошли в 80-х гг. Целью было упрощение и централизация приказов. Осуществлена попытка объединить все вопросы финансового характера в укрупненном приказе Большой казны, всех вотчинных и поместных дел в Поместном приказе, а дел о службе — в Разрядном, с изъятием их из компетенции территориальных приказов. Следствием реформ стал переход в финансовом управлении от территориального к системному принципу в отличие от военной администрации, где огромная территория требовала укреплять принцип полицентризма. Широко практиковалось, хотя и не было новым явлением, объединение приказов в группы с подчинением их отдельным, близким к царю лицам. Приказы превращаются, в отличие от первой половины 17в., в крупные учреждения с большим штатом и сложной структурой. Громоздкая приказная система с ее централизацией и бюрократизмом с трудом справлялась с возлагаемыми на нее функциями, порождала волокиту, злоупотребления, взяточничество.

  Местное управление.

  Дополнительно к губным и земским органам управления учреждаются воеводы. Назначались они Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались Боярской думой и царем. Это означало усиление центральной власти на местах в ущерб принципу выборности. Воеводы получали государево жалование и не могли самовольно обирать местноенаселение.

Воеводы должны были вести учет количества земли и доходности земельных участков всех хозяйств. Осуществляли воеводы и контроль за старостами и целовальниками, которые непосредственно проводили сбор налогов. Другая задача воевод — набор на военную службу служилых людей из дворян и детей боярских. 

  С середины 17в. количество приказных изб резко увеличилось, что объяснялось расширением границ государства. Во вновь присоединенных районах создавались новые города-крепости. В конце 17в. насчитывалось 300 поселений городского типа. В большинстве городов устанавливалось воеводское управление с избами при нем. К середине 70-х годов повсеместно утвердился термин приказная изба. Возглавлял приказную избу дьяк.

  Таким образом, в местном управлении этого периода сложилось противоречие — назначаемый сверху воевода должен был руководить выборными органами — губными и земскими избами. В процессе развития воеводской системы эти органы все в большей степени подчинялись воеводам, прежде всего по военным и полицейским вопросам. 

  Управление церковью.

  В период складывания абсолютизма, во второй половине XVII в., крепнущее самодержавие не желает мириться с притязаниями церкви на вмешательство в государственные дела, ее неудержимым стремлением к приумножению своих богатств. Между церковью и светской властью растут разногласия — правительство пытается ограничить рост монастырского землевладения, а также судебные и фискальные иммунитеты духовных служителей.

  В 17в. в России проведена церковная реформа, в которой была заинтересована центральная власть и феодалы, не одобрявшие увеличение земельных владений церкви. Эту реформу с согласия царя Алексея Михайловича провел патриарх Никон. Однако реформа встретила протест со стороны феодалов-церковников, боявшихся, что перемены подорвут авторитет церкви. В русской церкви произошел раскол. Реформу Никона отказывались признать приверженцы старых порядков (старообрядцы). Раскол стал одной из форм социального протеста народных масс.

  Соборное Уложение закрепило ликвидацию «белых» монастырских, патриарших, митрополичьих слобод в городах, что было ощутимым ограничением церковного землевладения. Соборное Уложение запретило патриарху и прочим высшим иерархам приобретать новые земли. Церковь удерживала привилегии — право производить суд над жителями своих владений, иметь служилых людей, иметь свои приказы. Вместе с царем Никон именовался великим государем. Однако светская власть в этот период целенаправленно шла по пути централизации и бюрократизации, и царь уже не мог мириться с претензиями патриарха. Недовольный Никоном царь Алексей Михайлович перестал посещать службы, приглашать патриарха во дворец. Произошел разрыв патриарха с царем. В 1660 г. церковный собор лишил Никона патриаршего сана.

  Развитие права и судебной системы.

  В 17в. эволюция судебной системы включает создание системы судебных приказов (Московский, Владимирский, Дмитровский, Казанский и др.), выполнявших функции высших судебных органов. В дальнейшем эти приказы вместе с Челобитным слились в единый Судный приказ.

  В начале 17в. Разбойный приказ был преобразован в Разбойный сыскной приказ, а к концу 17в. — приказ Сыскных дел. В его подчинении находились все губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа. Он ведал делами о разбойниках и «лихих людях».

  Судный приказ был высшей судебной инстанцией по гражданским делам. Выступал как суд второй инстанции по решениям, которые вынесли низовые суды наместников, воевод и губных старост. Его деятельность строилась по территориальному принципу.

  Соборное Уложение 1649 г. – это свод феодального права Российского государства, впервые изданный типографским способом, переведенный почти на все европейские языки и представляющий значительный шаг вперед по сравнению с законодательством предыдущего периода. Отличительная особенность этого закона состоит в том, что в нем регулировались не отдельные группы общественных отношений, а все стороны общественно-политической жизни России того времени. В нем отражены правовые нормы различных отраслей права — гражданского, уголовного, процессуального.

  Соборное уложение принято Земским Собором, который заседал около полугода с небольшими перерывами. В результате сложной межпартийной борьбы был найден компромиссный вариант нового свода законов, который был утвержден на заседании Земского Собора 13 ноября под председательством князя Долгорукого. Документ был подписан 25 ноября, а из печати вышел 29 января 1649 года. Под оригиналом рукописи поставлено 315 подписей. 

  Основными источниками свода законов 1649 г. являются следующие:

1. "Кормчая Книга"  — доступная в то время лишь в рукописных списках Из "Кормчей книги" были взяты в употребление отдельные библейские предписания, выдержки из законов Моисея и Ветхого Завета, а также многие нормы византийского права.

2. "Судебник" 1550 г. и последующие московские законы, статуты и уложения вплоть до 1648 г.

3. Петиции дворянства, купечества и горожан 1648 г.

4. Западнорусский  Статут в его третьей редакции (1588 г.). Из этого статута были заимствованы как отдельные статьи, так и сам план Уложения, поэтому новое Соборное Уложение выступало не полноценным иностранным источником, а новым национальным сводом законов, в котором смешались некоторые иностранные элементы со старой московской законодательной основой.

  Согласно предисловию, главной целью свода 1649 г. было "сделать отправление правосудия во всех тяжбах равным для людей всех чинов от высших до низших", то есть равенство всех граждан перед законом. 

  Свод состоял из двадцати пяти глав, каждая из которых была разделена на статьи, общим числом 967. В первых девяти главах велась речь о том, что можно назвать государственным правом Царства московского; в главах с X по XV — о судебной процедуре; в главах с XVI по XX — о земельной собственности, землевладении, крестьянах, горожанах и холопах. Главы XXI и XXII содержали уголовное уложение. В главах с XXIII по XXV речь велась о стрельцах, казаках и трактирах, и эти главы составляли своего рода приложение. Сословно-представительная монархия – форма феодального государства, при которой власть монарха сочеталась с деятельностью органов сословного представительства феодалов, духовенства и городских верхов. Начало становления сословно-представительной монархии в России относится к середине XVI в., когда происходило формирование органов сословного представительства как в центре, так и на местах.

Высшим органом сословного представительства в России стали земские соборы. В них участвовали Боярская дума, духовенство, феодалы и (позднее) городские верхи. Земские соборы решали важнейшие вопросы: внешней политики, финансов, налогов и т.п., т.е. они должны были оказывать царю ту помощь, которую он потребует, и тогда, когда она потребуется. Особенно большую роль играли Земские соборы в период Смутного времени и сразу после него, когда царская власть была недостаточно сильна и нуждалась в постоянной поддержке.

Создание органов сословного представительства на местах привело к появлению выборных губных и земских старост, к которым перешла власть на местах. В середине XVI в. правительство еще не имело возможности управлять через назначаемых им чиновников.

По существу, это означало, что достигнутая к середине XVI в. степень централизации государства была еще недостаточной для того, чтобы русские цари могли обходиться без участия сословий в управлении страной. Так русское государство принимало форму сословно-представительной монархии.

Однако сословно-представительная монархия в России, в отличие от западноевропейских стран, так и не утвердилась. При определенном сходстве, например, с английским парламентом, возникшим в 1265 г., или французскими Генеральными штатами (1302), в Земских соборах отсутствовал порядок представительства. К тому же из-за резкого усиления самодержавной власти в 60–70-х годах земские соборы так и не стали постоянным органом власти и играли куда менее самостоятельную роль, чем сословно-представительные учреждения на Западе. Период сколько-нибудь заметной деятельности Земских соборов в России составил всего лишь около столетия (середина XVI в. – середина XVII в.). Тенденция к усилению самодержавной власти монарха оказалась явно сильнее.


17.01.2014; 00:42
хиты: 174
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
новая история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь